|
Алла Иванилова
Казахстанские высшие учебные заведения становятся все более популярными у иностранцев. Между тем ни один из действующих вузов Казахстана не получил международную аккредитацию в мировых рейтинговых агентствах, а стипендиатов программы “Болашак” все чаще отчисляют из зарубежных университетов за неуспеваемость
Если в 2005 году в вузах республики обучались 9153 иностранных студента из 30 стран, то в прошедшем учебном году - уже 10 458 из 49 стран. В основном это граждане Узбекистана, Китая, России. Меньшим спросом казахстанское образование пользуется у жителей Кыргызстана, Монголии, Турции, Пакистана и Индии. В среднем от обучения каждого иностранного студента экономический эффект для страны пребывания составляет от 15 до 65 тысяч долларов. Подсчитано, что зарубежные студенты, обучающиеся в других странах, привозят с собой от 100 до 120 миллиардов долларов. Половина этих средств является платой за обучение.
Главная проблема привлечения иностранных студентов в Казахстан, несмотря на относительно невысокую стоимость обучения и достаточно комфортную среду, - малое количество образовательных программ вузов на английском языке.
Но прежде чем учить иностранцев, необходимо поднять статус отечественных вузов. Чиновники от образования с гордостью заявляют, что впервые наша республика в этом году получила высокую оценку международных экспертов - 1-е место по индексу развития образования (ИРО). Значение ИРО является средним арифметическим четырех показателей: охват всеобщим начальным образованием, уровень грамотности взрослых, гендерный паритет и доля учащихся, доучившихся до последнего класса начальной школы.
Однако эти успехи относятся больше к начальному образованию. С высшим - дела обстоят куда хуже. Одно из достижений это то, что 18 казахстанских университетов подписали Великую хартию университетов. В проект двухдипломного образования при содействии Минобразования вовлечены 44 казахстанских вуза c ведущими университетами Великобритании, Ирландии, Испании, Чехии, Германии, США.
Первый выпуск по программе двухдипломного образования уже осуществлен в ряде казахстанских высших учебных заведений. При этом ни один из действующих вузов Казахстана не участвует в признанных мировых университетских рейтингах, среди которых престижными считаются Шанхайский рейтинг и рейтинг “Таймс”. Более того, отечественные вузы даже и не предпринимали попытки для участия в каких-либо международных рейтингах.
|
Безграничный ликбез |
В июне этого года Министерство образования и науки пригласило в Астану сотни экспертов, которые участвуют в составлении мировых рейтингов университетов. Была проведена конференция, цель которой заключалась в налаживании сотрудничества руководителей казахстанских вузов с иностранными экспертами. Насколько связи “наладились”, покажет время.
Пока же Казахстану нечем похвастаться, кроме первого места по индексу развития образования (ИРО). Если в прошлом году в рейтинге ВЭФ по индексу глобальной конкурентоспособности из 12 показателей системы образования по четырем мы находились в списке пятидесяти лучших, то сейчас наша страна только по одному показателю осталась в этой пятидесятке, остальные три ухудшились.
Конкурентоспособность нации определяется не только количеством студентов, но и качеством образования. Насколько оно сегодня качественное в Казахстане, затрудняются ответить многие. Складывается двоякая ситуация: с одной стороны, практика реализации программы “Болашак” свидетельствует о том, что выпускники наших вузов, бакалавриата едут в самые лучшие университеты мира и достаточно успешно осваивают их академические программы. Никаких проблем с признанием их дипломов за рубежом нет. Однако, несмотря на это, ни один казахстанский вуз не получил международную институциональную аккредитацию в мировых признанных агентствах.
В свое время программу “Болашак” критиковали за то, что по ней отправляли за границу не одаренных детей, а дочек и сынков влиятельных “агашек” и “апашек”. После “показательной порки” со стороны руководства страны все встало на свои места. В Министерстве образования и науки заверяют, что стипендиатами программы “Болашак” являются преимущественно дети работников бюджетной сферы.
Меньше всего - детей рабочих и военнослужащих. Если говорить в процентном соотношении, то 19 процентов детей бюджетников и столько же работников частных структур. 15 процентов обучающихся из семей работников акционерных структур, у 12 процентов родители госслужащие. Есть среди “болашаковцев” и дети пенсионеров (8 процентов) и даже безработных (5 процентов).
Отправляя “лучших из лучших” на обучение за рубеж, власти Казахстана не один раз перестрахуются. Оно и понятно - рисков много. В основном такой страховкой является квартира родителей стипендиатов. Так же в соответствии с контрактами, заключаемыми перед выездом за рубеж, “болашаковцы”, которые были отчислены или ушли из программы по различным причинам, обязаны возместить государству все средства, которые на них были потрачены, плюс 10 процентов неустойки.
Только за первое полугодие этого года по различным причинам из программы вышли 14 человек, всего же за шестнадцатилетнюю историю действия “Болашака” за неуспеваемость из иностранных вузов были отчислены 68 казахстанцев. За шесть месяцев этого года отчисленные стипендиаты вернули государству более 44 миллионов тенге. За все годы существования программы в казну возвращен почти один миллион долларов.
Отчисляются в основном стипендиаты уровня бакалавриата, которые обучаются по сложным техническим специальностям. Ребята-отличники не могут освоить программы, которые им представляют иностранные университеты.
Кроме программы “Болашак” ежегодно за рубежом обучаются около 30 тысяч казахстанцев в 34 странах. Наибольшим спросом пользуется образование в России - 12,5 тысячи человек. На второе место вышел Китай - 3,5 тысячи. Затем идут Великобритания, США, Турция, где ежегодно обучаются примерно по 1000 граждан Казахстана. Чуть меньше - 900 человек - обучается в Германии. 714 - в Чехии, 500 - в Польше.
В развитие системы образования безвозмездный вклад зарубежных партнеров составляет ежегодно более 25 миллионов долларов в виде стипендий, грантов, вложений в совместные проекты. Статья расходов на образование растет и в республиканском бюджете, однако не стоит забывать прописную истину о том, что количество - это не всегда качество.
Астана |