ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



“Наш” председатель Исследования

Ботагоз Сейдахметова
Казахстан приближается к председательству в ОБСЕ. До часа икс фактически осталось только три осенних месяца. Чего ждут от казахстанского председательства наши соседи по региону? По мнению Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований “Альтернатива”, в рамках СНГ Казахстан уже не воспринимается как “наш” председатель ОБСЕ

- Андрей, у Вас нет ощущения, что наше председательство в ОБСЕ раздражает наших соседей по Центрально-Азиатскому региону? То есть, по большому счету, оно отвечает только амбициям самого Казахстана и в некоторой степени России?
- Следует вспомнить, что на очередном саммите глав государств СНГ, прошедшем 26 августа 2005 года в Казани (Россия), было принято решение официально поддержать выдвижение Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году. Это дало определенное основание рассматривать нашу страну как коллективного кандидата на указанную должность от СНГ. Во всяком случае, об этом прямо высказывались некоторые официальные лица России.
Однако с избранием Казахстана на данный пост, только теперь уже на 2010 год, каких-либо конкретных шагов в развитии указанного решения не наблюдалось. То есть на последующих очередных и неформальных саммитах СНГ вопрос казахстанского председательства в ОБСЕ с учетом реализации коллективных интересов Содружества практически не обсуждался. Скорее всего, потому, что круг данных интересов сужается все больше и больше, а в формальности самого СНГ мало кто уже сомневается. Особенно после серии межгосударственных энергетических конфликтов и известной реальной войны.
В общем, сегодня в рамках СНГ Казахстан уже фактически не воспринимается как “наш” председатель ОБСЕ. А уж тем более такое отношение можно отнести к Центральной Азии, страны которой так и не смогли создать устойчивого интеграционного образования чисто регионального уровня. Что же касается индивидуального подхода соседних республик к казахстанскому председательству в ОБСЕ, то очень многое здесь зависит от того, что каждая из них рассчитывает получить от Казахстана во время его пребывания на данном посту.
Туркменистан, в частности, в силу сохраняющегося изоляционизма в своей внешней политике, похоже, по отношению к рассматриваемому вопросу абсолютно равнодушен. Совсем иное положение дел олицетворяет Узбекистан, ведущий давнее соперничество с Казахстаном за лидерство в Центральной Азии. Большой радости за внешнеполитический успех своего соседа здесь явно не испытывают, равно как и желания попросить его о чем-либо для себя. Хотя со стороны Ташкента нет и открытых проявлений негативной реакции на грядущее руководство Астаны в ОБСЕ.
alt

Тишину старой Европы нарушат азиаты...

Что касается Кыргызстана, то тут можно вспомнить прошлогоднее заявление действующего тогда председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Финляндии Александера Стубба о том, что эта страна имеет большие шансы возглавить ОБСЕ в 2015 году. Если Бишкек заинтересован, чтобы это пожелание сбылось, то он не может не отдать должное Астане, которая своим примером фактически прокладывает путь к возможному в будущем председательству в ОБСЕ для других постсоветских государств, включая и Кыргызстан. Таджикистан же, видимо, не прочь при содействии Казахстана решить свои определенные экономические проблемы.
Таким образом, очевидного раздражения фактом предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ со стороны других центрально-азиатских стран не наблюдается. Однако с их стороны не видно и выражения заинтересованности в этом, так же как и готовности оказать ту или иную поддержку нашей республике в ее далеко не простом деле. Хотя, с другой стороны, Казахстан и сам не сильно спешит обращаться к данным странам за соответствующей поддержкой. К тому же, по большому счету, серьезные политические дивиденды, способствующие дальнейшему поступательному развитию Центральной Азии и составляющих ее государств, казахстанское председательство в ОБСЕ вряд ли принесет.
- Демократия предполагает наличие в стране разных политических сил, которые могут друг друга контролировать. Как Вы считаете, есть в нашей стране предпосылки появления еще одной или нескольких политических партий, которые смогут принять участие в управлении страной? Могут ли на нас, как на лидера ОБСЕ в 2010 году, “давить” в этом отношении?
- В силу специфики политической системы Казахстана дело здесь заключается вовсе не в количестве политических партий, а в возможности их участия в управлении делами общества и государства. При отсутствии таких возможностей и соответствующих механизмов даже партию “Нур Отан” нельзя рассматривать как действительно правящую. Так что вероятное появление на политической арене страны в ближайшем будущем одной или более новых партий существенной роли для партийного строительства играть не будет.
Что касается возможного внешнего давления на Казахстан в период его нахождения в должности председателя ОБСЕ, то более всего следует ожидать соответствующей реакции со стороны других стран - членов этой организации по поводу монопартийного состава депутатского корпуса мажилиса парламента. Хотя сама по себе такая перспектива не является обязывающей его к роспуску нижней палаты законодательного органа и проведению досрочных выборов в нее с последующим формированием хотя бы на двухпартийной основе.
- Многие законодательные меры казахстанского правительства подвергались критике со стороны ОБСЕ. Между тем ситуацию это практически не изменило. Как Вы думаете, причина в слабости ОБСЕ или в уверенности наших властей? А может, есть другая причина?
- ОБСЕ и ее институты, включая БДИПЧ, могут только критиковать Казахстан за те или иные отступления от стандартов этой организации в области человеческого измерения и давать свои рекомендации относительно их исправления, но не более того. Самое большее, чем здесь могла повлиять ОБСЕ, это не избирать Казахстан своим председателем, как это уже имело место в 2006 году. Однако в 2007 году Астане удалось изменить позицию своих оппонентов по данному вопросу в контексте двусторонней дипломатии.
Став же председателем ОБСЕ на 2010 год, наша страна получила от других стран - членов этой организации серьезный карт-бланш для того, чтобы продолжить проводить привычную для себя политику фактического игнорирования как критических, так и конструктивных обращений со стороны ОБСЕ и ее институтов. Одним из последних шагов в этом направлении стало принятие Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей”.
Таким образом, уже не первый год Казахстан пытается “приучить” ОБСЕ и другие входящие в нее страны, прежде всего дальнего зарубежья, к своей “страновой специфике”. И ответственность за это вместе с ним несут как соответствующие страны - за откровенное потакание таким действиям в угоду своим узким интересам в рамках двустороннего сотрудничества, так и сама ОБСЕ, которая до сих пор не в состоянии выработать механизмы обеспечения соблюдения всеми своими участниками общеобязательных для всех стандартов и правил этой организации.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение