|
Ярослава Науменко
Ажиотаж на недвижимость в США и последующий обвал ипотеки вызваны не только желанием всех иммигрировавших в Штаты мексиканцев купить виллу на побережье, не имея залога. Инвестирование в недвижимость стало массовым у поколения бэби-бума семидесятых. Их много и им всем нужно платить пенсии... Ситуация в Америке похожа на нашу - люди, желая обеспечить себе будущее, массово вкладывались в недвижимость. Что из этого вышло, мы видим
Дело в том, что на Западе, в Европе довольно популярна ипотека, которую берут именно для покупки недвижимости и последующей сдачи ее в аренду. Она пользуется спросом еще и потому, что практически не облагается налогом.
Люди брали в ипотеку несколько квартир с символическим первым взносом, начинали их сдавать в аренду и после всех ежемесячных выплат банку и оплаты комуслуг получали на руки чистыми в среднем 100-150 долларов с одного объекта. Если квартир или домов у владельца, скажем, десять - ежемесячно “капала” пара тысяч долларов, обеспечивая безбедную старость. Ставки на протяжении многих лет особо не менялись, эмигранты прибывали в Америку и снимали квартиры, а потому проблем с выплатами не возникало.
Старость в Америке - вообще ключевая тема. Все трудяги мечтают выйти на заслуженный отдых, поехать в круиз, начать играть в гольф целыми днями и питаться изысканными деликатесами. Однако эти мечты скоро разобьются о реальность.
Роберт Кийосаки, инвестор и бизнес-тренер, в одной из своих книг пишет: “Сирил Брикфилд, бывший исполнительный директор Американской ассоциации пенсионеров, сообщает, что “приватные пенсии находятся в состоянии хаоса”. Прежде всего 50 процентов рабочей силы сегодня не имеют пенсии. Одно это должно вызывать большую обеспокоенность. От 75 до 80 процентов из других 50 процентов имеют незначительные пенсии, равные 55, 150 или 300 долларов в месяц”. В итоге многим американцам, чтобы не умереть с голоду и не оказаться на улице, придется работать и в возрасте 70-80 лет. И это при том, что в США пенсия, как правило, складывается из трех источников: государственной, коллективной по месту работы и частной индивидуальной (личный пенсионный счет).
Помимо этого несколько крупных пенсионных фондов потеряли деньги из-за финансовой пирамиды афериста Бернарда Мэддофа (3 миллиона человек по всему миру суммарно лишились 65 миллиардов долларов). Основатель биржи Nasdaq в итоге получил 150 лет тюрьмы, но деньги потерпевшие от его схем вряд ли вернут в полном объеме.
Какой урок из этого мы можем извлечь? Первый и главный - западная пенсионная модель не прошла проверку. Да, эксперты утверждают, что за кризисом начнется бурный рост и убытки пенсионных фондов будут покрыты. Однако никто не гарантирует, что в ближайшие 30 лет не случится еще нескольких подобных сегодняшней финансовых катастроф.
Во-вторых, высокая инфляция съедает проценты. Наши НПФ работают исключительно с низкорискованными инвестициями (госбумагами, депозитами и так далее). Это в какой-то степени верно (американские фонды погорели именно на рискованных операциях, суливших высокий доход), но неутешительно для будущих пенсионеров, которые будут получать 20 тысяч тенге в месяц. Сегодня-то это не деньги, а через 30 лет и подавно. Да простят меня сотрудники фондов. Не желаю жить на 200 долларов ни сегодня, ни когда бы то ни было.
А если сегодняшние работники к выходу на пенсию так и не смогут приобрести собственное жилье, которым раньше, например, обеспечивали предприятия? Сможет ли пенсионер из получаемых выплат оплачивать аренду, комуслуги, питание?
В итоге у нас остается два варианта. Первый - рожать побольше детей и готовить их к миссии прокорма родителей. Авось не бросят престарелого ворчливого родителя.
Второй - действительно становиться эдаким “сам себе инвестором”, откладывать деньги и находить им такое применение, чтобы они работали на создание актива. Но тут снова вопрос - куда вкладывать? В недвижимость, акции, депозиты? Как показал кризис, первый вариант, “королева инвестиций”, - больше не самый надежный.
Впрочем, предприимчивости казахстанцам не занимать. Как показывают результаты опросов, на большую пенсию в будущем особо никто не рассчитывает. Наверное, это даже хорошо. Чем меньше иждивенческих настроений, тем лучше для нас.
Кстати, для всех интересующихся, куда вложить деньги. В Академии РФЦА по инициативе государства открывается клуб частных инвесторов. Это деликатная инициатива нашего государства, которое пытается не допустить в будущем голодных пенсионерских бунтов. Для простых людей клуб станет возможностью разобраться, что такое фондовый рынок, можно ли сейчас инвестировать в акции, как грамотно копить и так далее. Открытие запланировано на сентябрь, на встречах можно будет выслушать мнение приглашенных специалистов и задать свои вопросы, в общем, повысить свою финансовую грамотность. Во всем мире такие клубы живут и без финансирования в рамках госпрограммы по повышению финансовой грамотности. Часто они даже вырастают в группы инвесторов - скидываются и финансируют перспективный бизнес-проект. Кто знает, может, кризис и потери - шаг к завтрашнему преуспеванию? |