В этом году в школу пойдут более 2 555 625 учеников, для которых откроют двери свыше 7,7 тысячи школ. В 101 образовательном учреждении будут учиться дети, отличающиеся от своих сверстников
Как отмечают в Минобразовании, на январь 2008 года республиканской психолого-медико-педагогической консультацией выявлено 148 797 детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных программах образования. Их обучение в Казахстане осуществляют 35 специальных детских сада и 228 групп в организациях дошкольного образования общего назначения, а также 101 коррекционная школа и 820 спецклассов.
Обучение детей с ограниченными возможностями строго дифференцированно по видам нарушений (для детей с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития). В 80-е годы прошлого столетия в общеобразовательных школах стали открываться специальные классы для учеников с задержкой психического развития. В настоящее время в массовых школах функционируют такие классы для школьников с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, что является одной из форм интеграции таких детей в общеобразовательный процесс.
Однако основная часть детей-инвалидов сегодня обучается в так называемых коррекционных школах. Именно в этих организациях сосредоточен основной кадровый потенциал специалистов. Чиновники считают, что подобные заведения необходимо наделить еще одной, ранее не свойственной функцией - оказание специализированной психолого-педагогической и консультативной помощи детям с отклонениями в развитии. Специалисты уверены - это позволит преодолеть барьеры изолированности, которые создают и сами родители, отказывающиеся отдавать детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы по причине неуверенности в дружелюбном отношении со стороны сверстников.
В Казахстане уже сделаны первые шаги в осуществлении политики инклюзивного образования. В Правилах организации деятельности специальных организаций образования коррекционным школам дается право открывать консультативный пункт и осуществлять соответствующую деятельность. Пока такие пункты работают лишь в Западном Казахстане (Актюбинске и Уральске).
Тем не менее вопрос обучения в общеобразовательной школе детей с особыми потребностями остается открытым. Ведь многие образовательные учреждения нуждаются не только в обеспечении специалистами, умеющими работать с детьми с ограниченными возможностями, но и в оснащенности оборудованием.
Даже в столице школ для совместного обучения детей практически нет. Лицей №1 Астаны не имеет пандусов и перил (для колясочников), так же, как и здание средней школы №19. (И такая ситуация во всех школах, построенных 30-40 лет назад.) Однако в настоящее время речь идет не только о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и о детях с нарушением слуха, зрения, речи, условия для которых должны быть особыми.
В прошлом году в адрес омбудсмена поступило более 30 обращений от родителей, воспитывающих инвалидов. По 25 из них были направлены запросы в министерства труда и социальной защиты населения, здравоохранения и акиматы. По остальным - даны разъяснения норм законодательства. Но это не решение проблемы, а скорее ее констатация.
Казахстан уже давно ратифицировал 6 из 9 ключевых договоров, на которых базируется система межгосударственных отношений в области прав человека. Согласно Конвенции о правах инвалидов, уполномоченные органы изучают вопросы, требующие законодательных, финансовых и других мер для обеспечения обязательств по их ратификации. И что немаловажно - должна проводиться информационная работа по введению инклюзива в образовательный процесс, когда со школьной скамьи будет воспитываться не только терпимость и понимание по отношению к представителям различных национальностей и вероисповедания, но и к людям с ограниченными возможностями.
Жанар Секербаева, Астана |