|
Олег Червинский
Оптимальные маршруты транспортировки черного золота в последние годы из сугубо технического вопроса превратились в залог экономической безопасности Казахстана. Мало извлечь нефть на поверхность, надо ее транспортировать и доставить конечному потребителю, который даст за нее хорошую цену
В октябре нынешнего года недалеко от Актюбинска планируется завершение строительства первой очереди второго этапа нефтепровода Казахстан - Китай на участке Кенкияк - Кумколь. Пусконаладочные работы уже близятся к концу. Запуск первого этапа - Атасу - Алашанькоу, как известно, состоялся 15 декабря 2005 года. Кнопку международного магистрального нефтепровода нажал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. “Когда я впервые говорил об этом в 1997 году, все считали, что это утопия... А сегодня мы запускаем 1000-километровую трубу стоимостью более 800 миллионов долларов”, - не скрывал своей гордости глава государства. После воссоединения двух участков западно-казахстанская нефть пойдет на экспорт на китайский рынок.
Казахстан, входя в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, является внутриконтинентальной страной, а потому всегда испытывал трудности с доставкой добытой нефти на мировые рынки. В советские годы такая проблема не стояла, о ней просто никто не задумывался. Строительство всех магистральных трубопроводов регламентировалось единой нефтетранспортной системой Союза. Нефть текла туда, куда прикажут.
После распада единой империи в одночасье случилось так, что единственную нефтяную артерию, связывающую казахстанских нефтяников с внешним миром, стали контролировать россияне. И, соответственно, руководствуясь в первую очередь своими экономическими интересами, из года в год уменьшали нам квоту на прокачку на экспорт добытой нефти по нефтепроводу Атырау - Самара.
Совместное предприятие “Тенгизшевройл”, начавшее в 1993 году разработку гигантского Тенгизского месторождения, вынуждено было в первые годы даже планово снижать объемы добычи из-за невозможности экспортировать добытые углеводороды в достаточном количестве. Именно тогда и зародился проект строительства нового нефтепровода Тенгиз - Новороссийск - Каспийский трубопроводный консорциум. Однако согласования между участниками консорциума и поиск финансовых источников длились так долго, что казалось - эта труба так и останется лишь на географических картах. Но нет: в октябре 2001 года тенгизская нефть, пройдя по 1500-километровому трубопроводу, впервые была загружена в танкер в Новороссийске. С тех пор ежемесячно по этому маршруту прокачивается не менее 2,7 миллиона тонн нефти. Общий объем прокачки за прошлый год составил 31,47 миллиона тонн.
Вторым новым экспортным маршрутом стал проект нефтепровода Казахстан - Китай, согласованный главами двух государств еще в 1997 году. Строительство же нефтепровода на участке Кенкияк - Кумколь протяженностью 793 километра и пропускной способностью до 10 миллионов тонн нефти в год началось в декабре 2007 года.
Проект полностью соответствует приоритетам транспортной стратегии Казахстана до 2015 года в создании отечественной нефтетранспортной структуры и маршрута транспортировки нефти путем объединения обособленных Западной и Восточной систем магистральных нефтепроводов Казахстана. Его реализация позволит соединить нефтепровод Кенкияк - Атырау с существующим нефтепроводом Кумколь - Атасу и обеспечит поставки углеводородного сырья, добываемого в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, на перспективный китайский рынок.
Транспортировка углеводородов всегда является одним из приоритетов государственной политики в добывающей отрасли. Поднятая на поверхность нефть сама по себе ничего не стоит. “Нефть течет туда, где хорошо платят”, - эта фраза президента нацкомпании “КазМунайГаз” Каиргельды Кабылдина, сказанная им на первой пресс-конференции после вступления в должность, моментально стала крылатой.
Чтобы доходы от продажи нефти пополняли государственную казну (а по некоторым оценкам, они составляют более двух третей доходной части казахстанского бюджета), ее нужно доставить на мировые рынки и выгодно продать.
|
Артерии страны |
Справиться с этой задачей призвана национальная компания по транспортировке нефти “КазТрансОйл”, образованная в апреле 1997 года. В прошлом году по системе магистральных нефтепроводов КТО было транспортировано 47 миллионов 467 тысяч тонн нефти. И каждая тонна, прошедшая по трубе “КазТрансОйла”, - это деньги в бюджет, это выплаченные налоги, инвестиции в производство и социальные проекты самой нацкомпании.
Прагматизм - это слово вернее всего характеризует логику построения Казахстаном своей нефтетранспортной сети. Давно ушли в прошлое политические дрязги и разборки, вызванные в свое время “парадом суверенитетов”. С Россией Казахстан подписал межправительственное соглашение о транзите, рассчитанное на 15 лет. Теперь добывающим компаниям можно спокойно и уверенно планировать расширение добычи на существующих месторождениях и разведку на новых.
Ведутся переговоры о расширении нефтепровода КТК, что позволит увеличить прокачку по нему до 67 миллионов тонн в год. Это, в свою очередь, позволит увеличить объемы добычи таким грузоотправителям, как СП “Тенгизшевройл”, СП “Арман”, “Эмбамунайгаз” и “Казахойл Актобе”, “Карачаганак Петролиум Оперейтинг”, “CNPC-Актобемунайгаз”.
Второй логический принцип звучит так - диверсификация. Сейчас в стадии реализации находятся еще несколько крупных проектов, которые сделают Казахстан из поставщика сырья хозяином ситуации. Имея право выбора направления, он сможет направлять свою нефть туда, где за нее дадут самую лучшую цену. В преддверии начала освоения богатств Каспийского шельфа это особенно актуально.
Про нефтепровод Казахстан - Китай мы уже говорили. Китай - это огромный рынок потребления нефти. В настоящее время импорт Китая достигает 250 миллионов тонн нефти в год, и потребности постоянно растут. Казахстан после завершения строительства нефтепровода готов экспортировать туда до 20 миллионов тонн, которые полностью закроют потребности Западного Китая.
Еще один важный проект - Казахстанская Каспийская система транспортировки (ККСТ). Она предназначена для экспорта нефти, которая будет добываться, в первую очередь, на месторождении Кашаган, а также на Тенгизе, через Каспийское море на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан или по другим нефтетранспортным системам, расположенным на территории Азербайджана.
Она включает в себя нефтепровод Ескене - Курык и Транскаспийскую систему (терминал на казахстанском побережье Каспия, танкеры и суда, терминал на азербайджанском побережье Каспия и соединительные сооружения до системы Баку - Тбилиси - Джейхан). На начальном этапе объемы транспортировки составят 23 миллиона тонн в год с последующим увеличением до 35-56 миллионов тонн в год. Ввод в эксплуатацию планируется к началу коммерческой добычи на Кашагане в конце 2013 года.
В первом квартале прошлого года “КазТрансОйл” приобрел 100 процентов акций компании BIHL, которая владеет рядом стратегических активов в Грузии, включая Батумский нефтяной терминал (БНТ) и Батумский морской порт (БМП).
БНТ является морским пунктом, используемым при транспортировке каспийской нефти на экспорт. Одним из его основных конкурентных преимуществ является возможность раздельного хранения до 22 сортов нефти и нефтепродуктов. Учитывая планируемый рост добычи легкой нефти на месторождениях Тенгиз и Карачаганак, а также освоение морских месторождений Каспийского шельфа, сохранение качества нефти и транспортировка ее по маршруту Актау - Баку - Батуми являются важными элементами в структуре продаж нацкомпании.
Кроме того, БНТ является единственным терминалом на Кавказском побережье Черного моря по перевалке сжиженного нефтяного газа. БМП расположен на побережье Черного моря, в западной части Грузии, и представляет собой транспортный узел, объединяющий морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный виды транспорта. Максимальная пропускная способность нефтяного терминала составляет 15 миллионов тонн в год.
Надежные диверсифицированные пути доставки нефти к внешним рынкам сбыта - это вопрос для Казахстана стратегический. Внутренний рынок нефтепродуктов ограничен, суммарная мощность переработки трех казахстанских НПЗ не превышает 18 миллионов тонн нефти в год, а добыто в прошлом году было 70,616 миллиона тонн. Наш северный сосед - Россия, являющийся прямым и крупнейшим конкурентом на мировом энергетическом рынке, владеет прямыми трубопроводными коридорами в Европу и к Черному морю. Нам в этом плане приходится сложнее. Но жизнь показывает, что с этой задачей мы уверенно справляемся. И займем свое достойное место в мировом энергетическом клубе. |