|
Константин Маскаев
Правда, знаменитый француз - и в СССР не жил. Хотя, насколько известно, проблемой алкоголизации населения озабочены не только в странах СНГ. Крепко пьющие Германия, Дания, та же Франция и ряд прочих европейских стран вынуждены искать формы и методы государственного реагирования, чтобы остановить надвигающуюся алкоголизацию населения и, по сути, спасать нации от деградации
К слову, об одеколоне. Не так давно о его употреблении внутрь в качестве спиртосодержащей жидкости внутрь вновь вспомнили на постсоветском пространстве. Точнее - о том, как отвратить алкоголиков от этой напасти. В Эстонии начали борьбу с алкоголизмом в стране с запрета на продажу одеколона в киосках. Этот пункт был включен в Государственную антиалкогольную программу, одобренную правительством.
Эстония и так входит в число стран с высоким уровнем потребления алкоголя. А тут еще социологи подначивают, дескать, сложная экономическая ситуация увеличивает число людей, пристрастившихся к зеленому змию. Эстонцы - не исключение, они бегут от проблем, “запивая” свои проблемы.
Можно сказать, что новая Государственная антиалкогольная программа в маленькой, но гордой стране подоспела вовремя. Деньги на ее реализацию могут быть выделены из поступлений от акцизов на алкогольную продукцию. Отличительная особенность этого грандиозного плана и в том, что он не ограничен какими бы то ни было временными рамками.
Что до употребления парфюмерии в качестве напитка, то в этом можно рассмотреть символическое значение. Со времен Великой депрессии замечено, что число пьющих одеколон возрастает с глубиной проявления кризиса в экономике. Еще хуже, когда в рацион включаются технические жидкости. Несколько лет назад по России прокатилась волна тяжелейших отравлений опасными спиртосодержащими “напитками” из разряда чистящих жидкостей.
Но ситуация в РФ такова, что и без питья лакокрасочных изделий следует говорить о глубокой алкоголизации общества. Но лишь в этом году, возможно, благодаря “трезвым” президенту и премьеру активисты в борьбе за тотальное отрезвление получили поддержку на государственном уровне: в стране развернута широкомасштабная акция против алкоголизации населения.
Социальная реклама в прессе и на улицах, острые дискуссии на телевидении, откровенные ток-шоу заметно потеснили открытые призывы к употреблению спиртного. Алкогольное лобби впервые испытывает такое противодействие в борьбе за потребителя. Активисты готовят удар и по рынку пива.
Несколько лет действует антиалкогольная стратегия и в Европейском союзе. На фоне сильнейшего алкогольного лобби работа велась крайне трудно. Но документы, которые удалось провести через Европарламент, позволили приостановить рекламу алкогольной продукции и повысить возрастной ценз для покупателей. Наркологи надеются, что шаг, сделанный ЕС, это только начало долгого пути. У Европы уже есть кое-какой опыт, ведь так начинали и борьбу с табаком.
Пациентке 15 лет. В этом возрасте у людей еще вся жизнь впереди, но у Бьянки к этому возрасту уже слишком богатый опыт. Когда девочку привезли в Ганновер, она могла с легкостью осушить два полных стакана водки, даже толком не захмелев. Иногда она сразу выпивала еще бутылку или две пива - чтобы опьянеть по-настоящему.
Теперь она находится в Teen Spirit Island - наркологическом отделении детской больницы в Ганновере. Врачи пытаются дать Бьянке новую жизнь, в которой утро не будет начинаться с рома, а вечер завершаться водкой. Но кто с уверенностью скажет, что новая жизнь для нее действительно наступит? Диагноз “алкоголизм” остается навсегда.
Первую рюмку водки ей налила подружка в 12 лет. Компания встречалась на парковке перед ратушей провинциального городка. Бьянка быстро догнала остальных: на загородные прогулки класса проносила спиртное в емкостях из-под шампуня, а потом стала пить не только с приятелями, но и в одиночку. Папа ничего не замечал, он и сам был не прочь хлебнуть сверх меры, а мама давно умерла. Никто не встал между девочкой и бутылкой.
Такие мини-фильмы из реальной жизни крутят в Европе. Именно таких юных, как Бьянка, прежде всего имел в виду Европейский союз, поручив комиссару по защите прав потребителей Маркосу Киприану разработать программу с рекомендациями по борьбе со злоупотреблением алкогольными напитками.
Эта программа должна определить стратегию ЕС до 2012 года. При ее обсуждении речь шла о жесткой атаке на производителей алкогольной продукции и о введении суровых ограничений, которые должны положить конец тому, что все больше молодых людей и с более раннего возраста начинают употреблять алкоголь.
Получившийся в итоге проект тем не менее не стал максимально возможным прорывом. И все же он пробуждает у наркологов надежду, а у производителей алкоголя - беспокойство, что сегодня эта отрасль оказалась в начале долгого пути к изгнанию, как это было 30 лет назад с табачной индустрией.
Поэтому и в Германии несколько последних месяцев шел ожесточенный спор о запрете на рекламу алкогольной продукции и повышении налогов, о предельно допустимом содержании алкоголя в крови водителей и о предупреждающих надписях на бутылках. На одной стороне - наркологи и политики от здравоохранения, которым рекомендации из Брюсселя показались совсем недостаточными. На другой - владельцы водочных заводов, пивовары и виноделы, многие из которых надеялись вывернуться из опасной ситуации с помощью аргумента, что вопросы здравоохранения не входят в компетенцию ЕС. Однако некоторые из них осознали, что документ Киприану - только начало.
Чтобы в долгосрочной перспективе предотвратить самое худшее - жесткие запреты, представители Немецкого союза производителей спиртного BSI и лидеры отрасли Bacardi и Diageo первыми включились в борьбу с пьянством. Теперь они стали тратить определенные средства на защиту молодежи. Это выгодное вложение, с одной стороны, в интересах тинейджеров, с другой - в интересах собственной лоббистской деятельности.
Малолетние алкоголики зачастую пьют гораздо больше взрослых, утверждают наркологи. Они устраивают настоящие соревнования, кто кого перепьет. Причем девочки могут продолжать непринужденно пить, когда мальчики уже валятся под стол. Такое бывает, например, в барах, предлагающих Flatrate - фиксированную цену за неограниченное количество выпивки, где, заплатив от четырех евро, можно пить до потери пульса - пока не позовут доктора.
Наверное, никто в Германии не сможет так хорошо объяснить, что “спиртное создал дьявол”, как 62-летний Рольф Хюллингхорст. Раньше он был социальным работником в тех кварталах, у жителей которых и так мало что осталось, а из-за алкоголя они теряли и это немногое. Но больше всего о тяжких последствиях пьянства Хюллингхорст может рассказать как руководитель центра DHS.
С 2003 года его сотрудники провели беседы с 372 молодыми людьми, допившимися до состояния комы. Большинству из них было по 15-16 лет, а каждому четвертому и того меньше. Рольф рисует большой четырехугольник, рядом пишет число - 10,4 миллиона. Это те 15 процентов немцев, которые представляют проблему. Остальные пьют умеренно или не пьют, наркологи не включают их в группу риска.
Внутри четырехугольника Хюллингхорст чертит отметку 1,7 миллиона, это те, кто пьет гораздо больше, чем могут вынести сердце, мозг или печень. И еще 1,7 миллиона уже считаются алкоголиками. Эти расчеты нарколога также показывают зрителям, они видят их по нескольку раз за дневной и вечерний эфир. Ролик снабжен расчетами: ущерб экономике Германии от чрезмерного потребления спиртного составляет около 20,6 миллиарда евро в год. Сильно пьющие люди живут на 23 года меньше. В первую очередь это касается тех 5 процентов молодых людей, которые, по данным Центра санитарного просвещения ФРГ, пребывают в состоянии тяжелейшего опьянения чаще, чем пять раз в месяц.
Центр DHS, которому помогают 22 разные организации, считается сегодня в Германии главным противником алкогольной промышленности. Хюллингхорст объединил свои усилия с антиалкогольными организациями нескольких европейских государств. Они оказывали давление на правительства своих стран, в первую очередь на руководство ЕС в Брюсселе.
Наконец, комиссариат ЕС по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей поручил английскому ученому Питеру Андерсону провести исследование на эту тему. На 432 страницах своего аналитического труда Андерсон обобщил все имевшиеся данные по алкоголю. Теперь вышла в свет своего рода Библия, вооружившись которой наркологи и политики смогли выступить против винно-водочной индустрии.
Согласно результатам этого исследования, в ЕС слишком много пьют 58 миллионов человек, иначе говоря, каждый шестой гражданин Евросоюза. По оценкам Андерсона, из-за употребления спиртного экономике Европы наносятся убытки в размере 125 миллиардов евро в год, каждый четвертый погибший юноша и каждая десятая умершая девушка - жертвы убийцы по имени “алкоголь”.
Этот доклад вызвал такую тревогу, что представители алкогольной промышленности были вынуждены сесть за стол переговоров с наркологами. Топ-менеджеры ведущих компаний специально отправились в Брюссель, чтобы убедить комиссара ЕС Киприану в том, что просветительских кампаний и добровольных самоограничений производителей спиртного будет достаточно.
Антиалкогольная программа ЕС на период с 2007 по 2012 год предложила следующие меры: повышение налогов на спиртное, введение ограничений на рекламу и продажу алкогольных напитков, особенно тех сортов, которые популярны среди молодежи; оформление бутылок надписями, что алкоголь вреден для здоровья, снижает работоспособность и особенно опасен для нерожденных детей; повышение возраста, с которого разрешено покупать алкогольные напитки, в том числе пиво и вино; введение для водителей нормы “ноль промилле”, а также увеличение числа выборочных проверок автомобилистов на содержание алкоголя в крови.
Все это - арсенал “пыточных инструментов” для производителей спиртных напитков, который в той или иной мере только пытаются реализовать в Европейском союзе. Но успехом брюссельской антиалкогольной стратегии можно считать уже то, что хотя бы ведущие производители спиртных напитков больше не считают несовместимыми бизнес и мораль. Раньше пьяница был хорошим клиентом, и, если по дороге домой он попадал в аварию, было жаль потерять постоянного посетителя. Еще два года назад производители ликероводочной продукции начали ощущать, что у их бизнеса есть предел роста, и этот предел назывался “приличием”. До этого оборот резко шел вверх благодаря слабоалкогольным напиткам, сладким коктейлям, вкус которых распробовали даже двенадцатилетние. Крепкое спиртное смешивали с лимонадом, а в итоге благодаря подобным коктейлям и девушки тоже стали пить крепкие напитки, словно газировку.
Безусловный лидер в этой отрасли - Bacardi со своими марками Rigo и Breezer. Тогда правительство Германии обложило каждую бутылочку специальным налогом в размере 80 центов, и в скором времени рухнул не только рынок слабоалкогольных напитков, но и имидж производителей спиртного в Германии. О них стали говорить как о “наркоторговцах” и “совратителях детей”.
Имидж отрасли, к которой относится Bacardi, хуже, чем у пивоваров, намного хуже, чем у виноделов, и почти так же плох, как у табачной промышленности. Но сегодня Bacardi каждый год спонсирует в Германии 60 крупных мероприятий с участием 140 тысяч посетителей. Гости, приехавшие на автомобиле, бесплатно получают безалкогольные напитки. Правда, другие представители этой отрасли по-прежнему продают все, что приносит прибыль.
Сейчас для алкогольной индустрии Европы сложилась, возможно, самая угрожающая ситуация за всю историю, лобби пивоваров и виноделов. Конечно, им не удалось вообще сорвать появление документа, и это считается их поражением. Но ЕС уже никогда не вернется за пределы, которые в нем обозначены. Те времена, когда все только говорили и ничего не решали, остались в прошлом. |