|
Анна Шелепова
Государство на словах активно пытается продвигать в массы демографическую политику - мол, плодитесь и размножайтесь, дорогие сограждане, и будет вам единовременное пособие. А что делать потом с этими самыми новорожденными, почему-то государство волнует значительно меньше.
Оказывается, в нашей стране, по крайней мере, в крупных городах, одного желания родителей отправить малыша в сад совершенно недостаточно, чтобы он там оказался. Записывать ребенка в очередь необходимо еще до его рождения! У государства есть благие намерения, но совершенно нет внятной программы и твердого желания для реализации своих глобальных идей. Скудная инфраструктура, жуткий дефицит мест в садах, очереди на несколько лет вперед - вот реалии нашего времени. Нет или крайне мало качественных воскресных и вечерних школ, кружков, спортивных секций для дошколят. Как это может быть согласовано с демографической политикой государства, если, по сути, ситуация не отражает здравого смысла? А дефицит, по понятным причинам, опять же порождает исключительно теневые схемы устройства в сады. Приходится договариваться на месте. “Договариваться” - значит действовать в рамках отлаженной коррупционной схемы
Эту статью можно было бы излагать в стиле “испытано на себе”. Однако проблема слишком глобальна, чтобы рассказывать только на личном примере. Тем не менее не могу не вспомнить своих мытарств по нескольким алматинским детским садам, где мне ответили твердым отказом, не оставив даже слабой надежды... Выяснилось, что для размещения ребенка в детском саду нужно было вставать в очередь еще до его рождения (если не до зачатия)! Вот какие однотипные ответы я получила в трех детских садах Алмалинского района: “Ребенок может попасть в сад, исключительно отстояв в очереди минимум два года”...
Жизнь в два яруса
На практике последовательность действий по устройству ребенка в детский сад в Алматы выглядит так: нужно оставить заявку в акимате (выстояв очередь). Когда подходит очередь, акимат дает направление в детский сад. Оно действительно 5 дней. При этом за эти дни нужно получить справку о здоровье ребенка. Известно, что анализы за этот срок сдать и получить результаты не удастся. Приходится договариваться на месте. “Договариваться”, как мы упомянули выше, значит действовать в рамках отлаженной коррупционной схемы. Минимальный “взнос” от 100-200 у.е. Однако, как ни парадоксально это звучит, давать сейчас просто некому - все в отпусках.
Как нам пояснили секретари и заведующие в садах, все делается через районный отдел образования, но там сейчас весь штат ушел в отпуск. Нам рекомендовали прийти в сентябре, записать малыша в очередь и через два года при благоприятном стечении обстоятельств ребенок все-таки попадет в детский сад.
На наш запрос в управлении образования акимата Алматы отчего-то не отреагировали. Начальница оказалась в отпуске, ее заместитель пообещал, что на нас выйдет специалист, который и сможет прояснить ситуацию.
Из открытых источников нам самостоятельно удалось найти некоторые цифры и факты. К примеру, выяснилось, что только в Алматы более 24 000 детей ожидают своей очереди в детские сады. Только 32,8 процента алматинских детей посещают дошкольные заведения. В полуторамиллионном городе работают всего 163 детсада. Хотя в городе освободилось достаточно площадей - это так называемые нереализованные объекты строительства.
Учитывая такой дефицит мест в садиках, почему бы не использовать эти площади под размещение детсадов? Стоит только появиться искреннему и жгучему желанию у муниципальных властей. Почему бы, к примеру, не возродить детские сады, которые ранее были приватизированы и сейчас их здания используют не по назначению? Только по примерным подсчетам, это приблизительно 200 зданий различной вместимости, как правило, с приличной “санитарной зоной”.
Возможно, специалист управления образования все-таки отреагирует на публикацию и расскажет нам, сколько детских садов построено за последнее время? Сколько планируется построить? Выделяются ли вообще государством деньги на строительство садов? Существует ли государственная демографическая программа на деле или все ограничивается лозунгами и призывами плодиться и размножаться?!
А пока казахстанские детские сады переполнены. По рассказам мам, иногда количество детей в группе превышает необходимую норму в два раза, приходится ставить двухъярусные кровати...
|
Демографический взрыв нам не грозит |
А как у соседей?
Эксклюзивный комментарий о том, как решаются вопросы демографической политики в соседней России, нам удалось взять у Ирины Калабихиной, кандидата экономических наук, доцента кафедры народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
- В очереди в детские сады стоит 2,2 миллиона российских малышей, - говорит Ирина. - Поскольку в России многочисленное поколение вошло в стадию, когда пора рожать, у нас резко увеличивается количество малышей, а государственная инфраструктура абсолютно не готова. В течение кроткого времени очередь малышей в сады выросла примерно на миллион детей.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что в рамках демографической политики должны в первую очередь создаваться сети дошкольных и школьных учреждений разнообразного плана, подходящие для всех групп населения, то есть для родителей разного социального уровня, работающих в разных режимах.
Это должны быть и классические государственные сады, и частные. Должны быть различные группы занятий с детьми - воскресные, вечерние школы. Ведь сады - одна из форм демографической политики.
Кроме того, если ребенок идет в школу - это не значит, что ему не требуется присмотр в неучебное время. Прежде была хорошая практика - группы продленного дня. Необходимо возрождать “продленки”, создавать и возрождать бесплатные качественные кружки и спортивные секции, которые бы работали для разных социальных и возрастных групп.
Наша собеседница также ратует за создание Института сертифицированных нянь.
- Мамы боятся нанимать нянь с улицы, поэтому должна быть госструктура со своими стандартами, которая в течение нескольких месяцев обучает нянь, проверяет их образование, здоровье на предмет отсутствия заразных заболеваний, заводит базу из людей, желающих работать в этой сфере.
Таким образом, власти будут помогать нанять няню, сертифицированную государством, а родители перестанут бояться, что завтра она убежит, обчистив квартиру, а еще хуже, причинив вред ребенку.
По убеждению Ирины Калабихиной, все демографические проблемы в области рождаемости как в России, так и в Казахстане могут быть решены только с учетом немаловажного фактора - возросшей цены времени современной женщины.
- Женщина хочет в течение своей жизни и работать, и развиваться, - говорит собеседница. - Вопрос тут не в карьере, а в том, что у человека должно быть интересное дело. Тем самым мама только принесет пользу ребенку. У образованной, интересной матери образованные и интересные дети. Это закономерность, и поэтому государство обязано гармонизировать демографическую политику и политику рынка труда.
Все зависит от приоритетов государства. Если государству нужны новые граждане, а они ему нужны, то, на наш взгляд, государству пора делать иные акценты в демографической политике. Акцент надо делать не на пособиях, а на предоставлении возможности сочетания процесса рождения детей и занятости. Это и предполагает, что в стране будет достаточно дошкольных учреждений, что появятся сертифицированные няни, что изменится политика на рынке труда. И это все должно быть заточено законодательством.
Конечно, мы можем до бесконечности продлевать материнский отпуск, получать мизерные подачки, гордо называемые пособием, но это не выход для развития демографической политики. Выход специалисты видят в гибкой, дистанционной системе найма на работу, когда молодая мама может в течение дня варьировать положенные рабочие часы, когда можно оформляться на полставки, когда можно работать на дому.
Для этого должны быть полноценные контракты с работодателями. А работодателей, которые принимают такие условия, должны поощрять власти, к примеру, предоставлять льготы, освобождать временно от налога на НДС и подоходного налога. Задача государства - обеспечить женщине и семье в целом приемлемые условия, чтобы женщина не стояла перед выбором - или дом, или работа - тогда и брак, и дети будут оставаться на высоких местах в системе ценностей, а демографическая политика будет успешной.
Справка “НП”
Детей на Земле скоро станет меньше, чем стариков. Мир в очень скором будущем впервые в истории человечества достигнет важной демографической вехи: пожилые люди старше 65 лет численно превзойдут детей до пяти лет. К таким выводам пришли американские социологи. При всех прежних заявлениях о перенаселенности планеты отмечается значительная тенденция “старения” землян. С ощутимыми последствиями этого явления столкнутся как развитые, так и развивающиеся страны. Вызовы возникают как на частном уровне (как заботиться об одиноких пожилых родственниках), так и на государственном (как содержать беспрецедентное число пенсионеров).
Ожидается, что к 2040 году количество людей на государственной пенсии достигнет одного миллиарда.
За следующие 30 лет число людей старше 65 лет удвоится, равно как и их доля в мировом населении - с 7 процентов до 14.
Среди причин этого явления называются разные факторы, в том числе демографическое эхо послевоенного бэби-бума пятидесятых и значительное развитие медицины в последние годы.
Европа становится самым “пожилым” регионом и сохранит этот титул в будущем. К 2040 году, как ожидается, каждый четвертый европеец будет старше 65 лет.
Но что нам до этих общемировых тенденций, если плотность населения в Казахстане и так не превышает 6 человек на квадратный километр. Именно поэтому в свое время были предприняты не совсем удачные попытки увеличить число граждан страны, например, за счет оралманов. Куда продуктивнее, на наш взгляд, мог бы оказаться “демографический взрыв” - стремление казахстанских семей к пополнению за счет рождения детей. |