Алла Иванилова
Сегодня в стране не охвачено организованным дошкольным воспитанием и обучением более 800 тысяч детей в возрасте от 1 до 6 лет. Среди школьников 22 процента подростков - курят, а более трех тысяч детей состоят на диспансерном учете в наркологии. Около 70 процентов школ только в одной Южно-Казахстанской области “оборудованы” уличной колонкой, а в 90 процентах школ ученики до сих пор пользуются уличным туалетом. Эти статданные вполне отчетливо характеризуют сегодняшнее состояние отечественного образования
В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО расходы на образование должны составлять 6-7 процентов от ВВП. Казахстанские расходы не превышают 3,6 процента. Это, в свою очередь, сильно отражается на состоянии отечественного образования. А финансирование науки остается низким даже с учетом частных вложений. Затраты на науку составляют всего 0,24 процента от ВВП, что в пять раз меньше, чем в РФ, и в 15 раз меньше, чем в Швейцарии.
Помимо недостаточного финансирования в республике отсутствует единый механизм управления системой, что приводит к значительной региональной дифференциации по доступности образования. Например, по республике самый низкий показатель охвата дошкольным образованием в Алматинской области - 7-8 процентов, самый высокий в Костанайской области - около 85 процентов. Коэффициент охвата начальным и средним профессиональным образованием различается по регионам более чем в три раза: от 3 процентов в Жамбылской области и до 9 - в Павлодарской. Что касается разницы в расходах на одного учащегося в регионах, то она порой достигает двукратного размера. “При этом большие расходы не гарантируют лучшего качества образования”, - замечает министр образования и науки Жансеит Туймебаев.
Действительно, качество образования в стране оставляет желать лучшего. Начиная с детских садов, дефицит которых, как известно, остро ощущается в стране. При проектной мощности государственных городских детских садов в 140 тысяч мест их посещают 175,5 тысячи малышей, то есть на сто мест приходится 124 ребенка (в Астане 158 детей). Не снижается и очередность в столь популярные “заведения”. Если в 2006 году в очереди на устройство в детские садики было зарегистрировано 131,9 тысячи заявлений, то в минувшем году - уже 185 тысяч. При этом ежегодно наблюдается увеличение рождаемости в среднем на 80 тысяч детей.
Чиновники обещают “золотые горы” - в виде 55 детских садов и 130 дошкольных организаций, которые должны быть построены в ближайшие два года. Но это лишь капля в море. Поэтому, признавая, что в одиночку не справиться с этой проблемой, власти намерены переориентировать генеральные планы застройки крупных городов в части обязательного строительства детских садов в новых жилых комплексах с участием средств застройщиков.
Что касается среднего образования, то и здесь не все ладно. Вызывает обеспокоенность успеваемость учащихся. Только 11,6 процента являются отличниками учебы, из которых 9,8 процента - учащиеся 1-7 классов. Больше всего двоечников в Костанайской, Мангыстауской и Павлодарской областях. Более того, каждая третья школа страны не обеспечена учебными кабинетами физики, химии, биологии и спортивными залами. Только 28 процентов школ имеют лингафонные и мультимедийные кабинеты. При этом капитального ремонта требуют 95 процентов школ, поскольку эти здания были построены еще до 90-го года прошлого столетия. Школьная мебель, приобретенная в 70-90-х годах, не соответствует возрастным особенностям детей. Именно эти факторы, как уже говорилось, стали основными преградами к переходу на 12-летнее образование.
Только в двух областях - Жамбылской и Южно-Казахстанской - 50 процентов школ расположены в неприспособленных помещениях и построены до 1970 года, более 20 процентов зданий являются саманными. Треть школ - на печном отоплении. В 85 процентах школ мебель морально устаревшая и изношенная, а водопровод и канализация имеются только в городских образовательных учреждениях. Вместе с тем в прошлом году в ЮКО не освоенными в связи с непроведением конкурса по государственным закупкам осталось более 9 миллиардов тенге для строительства 34 школ.
Финансирование образования за 10 лет увеличилось в 7 раз, однако 82 процента всех выделяемых из бюджета денег составляет зарплата. На капитальный ремонт и приобретение основных средств тратится всего три процента от всех затрат на школы.
Не на должном уровне в стране находится и высшее образование. В прошлом году в результате проверки 36 вузов и 58 филиалов были закрыты. Тогда помимо всех прочих “отступлений” было выявлено, что в некоторых вузах численность обучающихся на один квадратный метр превышается порой в 8 раз. Отныне лимитирование приема студентов будет осуществляться строго в соответствии со СНиПами. Кроме этого в ближайшей перспективе Министерство образования планирует сократить количество специальностей в вузах, где нет соответствующей базы.
Астана |