|
Светлана Фельде
Согласно легенде, в IV веке после Рождества Христова один каменотес-христианин по имени Марин, приехавший с Арбе, это такой остров в Далмации, для участия в работах по строительству порта в городи Римини, скрывался на горе Титано от преследования христиан императором-язычником Диоклетианом. Удивительны и причудливы изгибы и повороты итальянских дорог, ведущих в Сан-Марино, удивительны изгибы и повороты судьбы - сам того не ведая, могущественный император способствовал громкой посмертной славе своего более чем скромного земляка. Ибо именем каменотеса называется теперь самое маленькое, самое древнее независимое государство, в то время как имя Диоклетиана осталось лишь в исторических книжках да еще, быть может, в названии каких-нибудь римских терм, то есть общественных бань
История и предания
В общем, каменотес скрывался от императора на горе Титано, а после того, как опасность миновала, Марин уговорил товарищей поселиться на горе и жить своим уставом, а не по указке императора. Так каменотес из Далмации стал главой небольшой христианской общины и настоятелем первого храма, который сам же и построил.
После смерти основателя община не распалась. Трудами и молитвами обитатели Титано осваивали окрестности, возводили каменные дома и стены вокруг города. Они не забывали последних слов Марина: “Свободными вас оставляю от других людей” - выбирали правителей из своей же среды, обходясь без венценосных государей, и в конце концов Папа Римский признал Сан-Марино, то есть государство Святого Маринуса.
Храмы, дворцы
и крепостные стены
Город каменотеса Марина открылся нам во всей своей ослепительной красе за пару минут до того, как автобус остановился у подножия живописной горы. Полюбовавшись панорамой, - скоплением дворцов, храмов, башен и островерхих крыш, окруженных извивающейся лентой зубчатой стены, блистающей наподобие короны, венчавшей мрачную громаду Титано, - мы поднялись на лифте и оказались прямо внутри государства, где правят капитаны-регенты, где Совет Двенадцати выполняет функции третейской инстанции, где некогда генерал Гарибальди объявил о роспуске своего Первого римского легиона и сложил оружие.
Некогда Сан-Марино был укреплен и защищен тремя поясами крепостных стен, воздвигнутых в разные времена. С ростом и расширением города большая часть древних стен была разрушена, но и сейчас все еще можно любоваться частью стены третьего пояса, от второго сохранилась красивая стена, отреставрированная в 1921 году, а посему все туристы считают долгом чести увидеть вблизи остатки былого величия.
По стертым каменным плитам дороги мы поднялись к одной из крепостных стен. Медная доска известила, что перед нами крепость Гуайата, первое фортификационное сооружение на горе Титано, относящееся к 1253 году. Через узкие ворота мы вошли в Гуайату. Каждый шаг в крытой галерее отдавался гулким эхом. Зубцы в виде ласточкина хвоста напоминали, что к сооружению московского Кремля приложили руку итальянские зодчие.
Мы поднялись на самую высокую площадку, где в старину, по всей вероятности, находился наблюдательный пост. Стена вырастала из горы, как рукотворная скала. Под горой находилась сан-маринская провинция. А дальше расстилались синие дали адриатической Ривьеры, откуда в средневековье приходили враги по старой дороге Виа Эмилия. Поэтому в сторону моря обращены и две другие башни - Честа и Монтале.
Государство хоть и крохотное, но удовлетворить свое туристическое любопыство всего за день просто нереально. Увы, нереальным это оказалось и для нас. Тем не менее мы успели заглянуть в церковь Святого Франциска. В строительстве церкви и прилегающего к ней братского корпуса принимали участие мастера из Сан-Марино и из Комо, о чем свидетельствуют некоторые древние надписи с именами мастера Баттисты из Комо и сан-маринского мастера Манетто. В музее-пинакотеке сбылась моя давняя мечта: я увидела работу Гверчино “Стигматизация святого Франциска” и работу кисти Тициана - “Экстаз святого Франциска”.
Мужчинам-туристам однозначно нравится музей старинного оружия. Не оставил он равнодушными и нас. Есть на что посмотреть: коллекция насчитывает более полутора тысячи экземпляров холодного и огнестрельного оружия, луков, арбалетов. Так что будете в Сан-Марино, не поленитесь подняться к башне Честа - там вы и найдете коллекцию.
А вот женщины предпочитают, например, прогуливаться в районе ворот делла Рупе. И я их понимаю: уж очень романтичны средневековые урбанистические фрагменты, окружающие ворота: перекрестки, скверики, живописные уголки.
Будете в Сан-Марино, обязательно загляните в музей под открытым небом, там вы найдете собрание работ лучших итальянских мастеров: скульптуры Мингуцци “Пьета”, Мессины “Женская фигура”, Бини “Пчелы”, Крочетти “Балерина”, Греко “Конькобежка”. И не забудьте про музей Курьезов. Вот уж точно - достойная подборка невероятных, но вполне реальных фактов, предметов, персонажей.
В музее около ста экспонатов. Вроде бы маловато, скажет кто-то. Не знаю, кому как, конечно, но уж точно не соскучитесь. Вот то, что я запомнила более всего - ловушка для блох, часы на носу, ногти общей длиной в 612 сантиметров, бритва для ежедневного ухода за языком, любопытные парики XVIII века, очки для косоглазия, самый татуированный человек в мире, фен для сушки волос, работающий на нефти.
|
Извилистые улочки Сан-Марино. За каждым поворотом - сказка |
Русские в Сан-Марино
Их там действительно много. И я не говорю о туристах. И не говорю о том, что в любом кафе этого крохотного государства вам подадут меню не только на итальянском, немецком и английском, но и на русском. И я не говорю о том, что многие торговые лавочки не поленились сделать вывески на русском языке - типа того, что здесь принимают даже в рублях или что здесь можно купить сумки, кожу, шубы. Я о том, что в основном все продавцы этих маленьких магазичиков - русскоговорящие, выходцы из России, Украины, Молдавии, Киргизии.
Надия, уроженка Киргизии, рассказала о том, что в свое время закончила в Бишкеке институт иностранных языков, сначала работала в Риме, но потом перебралась в Сан-Марино, где и открыла небольшой магазин по продаже изделий из кожи. В Сан-Марино, говорит Надия, очень низкий налог, к тому же почти семьдесят процентов от всех налоговых выплат возвращаются человеку, когда он выходит на пенсию.
Ирина работает в Сан-Марино - в винном магазине под названием “Трактир” - уже четыре года. Шесть лет назад она приехала из Украины в Италию, сначала работала у пожилой дамы, а потом устроилась в “Трактир”.
Потенциальным покупателям предлагается дегустация вин и ликеров - дабы не брать кота в мешке, что называется. Мы остановили свой выбор на ликере “Амаретто ди Сан-Марино”. Ирина рассказала нам, что этот ликер, в принципе, похож на известный “Амаретто ди Сароно”, однако темнее, ароматнее, миндальный вкус выражен в нем сильнее.
Помимо этого, у “ди Сароно” стеклянная пробка всегда квадратной формы, в то время как у “ди Сан-Марино” она круглая. Ну и, конечно, наклейка: на ней три известные башни. Республика имеет исключительное право на производство и продажу своего ликера. Его покупают все, кто приезжает сюда.
Улочки Сан-Марино
Да, эти улочки - особая статья. По ним можно бродить часами, не уставая, не замечая времени. Они то карабкались в гору, превращаясь в лестницы, то вливались в крохотные площади с круглыми фонтанами в центре, а то вдруг заводили в тупики. Нам доставляло большое удовольствие читать вслух названия на табличках, звонкие и торжественные, как титулы наследных принцев: Кава деи Баллестриери, Пьяцетта дель Титано, Контрадо дель Пионелло, Виа Эджипто...
Из ниш в стенах домов на нас смотрели бронзовые святые. Тяжелые кованые ворота домов и замшелые ступени, ведущие куда-то в подземелье, напоминали, что город строился в расчете на длительные осады. И казалось странным, что здесь, среди музейной старины, живут обычные люди, занятые обычными делами. Торговцы протирали окна лавок, уборщики подметали мусор, женщины тащили кошелки с зеленью, падре в широкополой шляпе, с четками в руках, торопился на службу, влюбленные целовались у памятника Гарибальди. От витых резных балконов невозможно было отвести взгляд - все время казалось, что сейчас выйдет на этот балкон создание в стиле Джульетты.
Мы уехали последним автобусом. Смеркалось. Три башни-крепости охраняли маленькое государство - как и сотни лет назад. |