Алан Байтенов
Счетный комитет подвел итоги работы за 2007 год: проверено около 375 объектов. Из них на 175 были обнаружены нарушения, общая сумма которых составила 108,2 миллиарда тенге. В правоохранительные органы было отправлено 43 материала. Правда, сегодня по ним возбуждено лишь 4 уголовных дела
Комитет акцентирует внимание на эффективности взаимодействия ведомств. Так, порядка 12,6 миллиарда тенге подписных бонусов на недропользование не поступили в доход бюджета от победителей инвестиционных программ в период с 2005 по 2007 год. Это произошло только потому, что действия Министерства финансов и Министерства энергетики не скоординированы.
В числе наиболее ярких примеров нарушений была приведена Шульбинская ГЭС. Держателю 90-процентного пакета ее акций в прошлом году не были начислены дивиденды. Причина - убыточная работа ГЭС на протяжении 5 лет. Виной всему оказался инвестор - американская компания AES “Сантри Пауэрс Лимитед”, которая не выполнила условий инвестиционного договора. Компания должна была вложить в капитал ГЭС порядка 420 миллионов долларов, на деле же было инвестировано только 89 миллионов, из которых лишь 9 были привлечены из иностранного капитала.
Еще один пример: с 2003 года в городе Семей было начато строительство очистных сооружений, и на этот проект было выделено порядка 1,4 миллиарда тенге. Но строительство длится до сих пор. Более того, в 2007 году был произведен последний трансферт на завершение стройки. Однако он был потрачен впустую - просто покрыл разницу подорожавших услуг подрядчика.
Не обошлось и без критики Алматы и Алматинской области. Так, по мнению Счетного комитета, проекты по сейсмоусилению социально значимых объектов в некоторых случаях приравнивались и даже превосходили стоимость подготовки проекта и самого строительства “с нуля”.
По мнению главного ревизора бюджета, причина неэффективного использования госсредств регионами - в несовершенстве Бюджетного кодекса. Эта позиция Счетного комитета полностью поддерживается главой Минфина Болатом Жамишевым: “Поскольку мы переходим на трехлетний бюджет, понятно, что под эту задачу необходимо будет разработать новый Бюджетный кодекс. И в этом новом Бюджетном кодексе будут отражены в том числе и те вопросы, которые сегодня обсуждались на коллегии”.
Также на заседании была презентована новая аналитическая структура - Центр по исследованию финансовых нарушений. Он призван обеспечить научно-методологическую базу проверяющим финансовую область органам. Кроме того, центр планирует исследовать и причины финансовых нарушений, что, конечно же, позволит на основе его материалов предупредить их в будущем.
Астана |