Юлиана Жихорь
Ежегодно объемы бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу, увеличиваются. Однако, как справедливо замечают пользователи социальных услуг, КПД отрасли от этого не улучшается. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, проведя анализ расходов на госпрограмму реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы, пришел к неутешительному выводу - деньги потрачены впустую
Спустя 4 года после начала реализации программы по модернизации системы здравоохранения Счетный комитет выяснил, что и эта программа - сплошная “вода”: не содержит четко обозначенных критериев, индикаторов и сроков реализации. То есть как и большинство казахстанских стратегий развития, проверенных в последние месяцы на предмет их эффективности, оказалась лишь красивыми словами, на которые выделялись миллиарды средств.
В частности, СК заметил, что пятая часть всех заявленных в программе мероприятий так и осталась невыполненной, а финансово-экономические механизмы, ориентированные на достижение конечных результатов, внедрены лишь частично.
Традиционные замечания коснулись качества освоения бюджетных денег - графики проведения строительно-монтажных работ срываются из-за несвоевременной разработки проектной документации, оплачиваются услуги, “оказанные без утвержденных проектов и заключения экспертной комиссии”. Более 158 миллионов тенге были перечислены за так и не выполненные объемы работ.
В системе здравоохранения обнаружилась и болезнь, присущая всем строительным работам за счет госсредств - увеличение стоимости строящихся объектов.
Например, в ходе проверки Счетный комитет выяснил, что в 2007 году произошло удорожание по 23 объектам здравоохранения на сумму 6,1 миллиарда тенге, а в 2008 году по 18 объектам - на 7,4 миллиарда. При этом нередки случаи, когда цены на строительно-монтажные работы и элементы их технологической структуры оставались на прежнем уровне, тогда как акиматы заявляли об “удорожании строительства”.
Как, например, произошло при строительстве роддома в Атырау, первоначальная стоимость которого по документам в 2006 году составляла 550 миллионов тенге, а в 2008 году - уже около 3 миллиардов.
|
Ненужного оборудования закуплено на 50 миллионов |
В погоне за “самым качественным в мире здравоохранением” Минздрав закупает суперсовременное оборудование, на котором в нашей стране работать никто не умеет. Так, в некоторых областях простаивает приобретенное за счет целевых трансфертов медицинское оборудование и изделия на общую сумму более 50 миллионов тенге. Несоответствующего техническим спецификациям оборудования закупили почти на 30 миллионов, а попросту ненужного - почти на 50 миллионов.
“Основными причинами простоя оборудования являются неприспособленность зданий и отсутствие подготовленных специалистов”, - делают вывод в Счетном комитете.
Кстати, о зданиях. Даже новые строящиеся здания порой далеки от идеала. Так, в Кызылординской и Жамбылской областях производственные помещения, предназначенные для размещения медицинских учреждений, “построены с отклонениями от СНИПа, не соответствуют правилам пожарной безопасности и охраны труда, санитарным требованиям. К примеру, в 2008 году из 29 случаев выявленной внутрибольничной инфекции 20 случаев обнаружено в Кызылординской области”, - говорится в информации СК.
Много замечаний и в адрес работы медучреждений по информированию населения о перечне и объемах оказания бесплатной медицинской помощи. Согласно итогам проведенного в 2008 году анкетирования в перинатальном центре Северо-Казахстанской области, 70 процентов опрошенных женщин отмечают недостаточное количество получаемой информации, 68 процентов - ненадлежащее отношение медсестер к пациентам, 13 процентов - отсутствие понимания со стороны сотрудников и ощущение психологического дискомфорта, 17 процентов - низкую квалификацию акушеров-гинекологов. “Однако управлением здравоохранения СКО результаты анкетирования не рассматривались, меры по улучшению обслуживания населения не принимаются”, - заявляют в Счетном комитете.
В связи с такими неутешительными выводами СК в очередной раз обратился к правительству и Минздраву с привычными рекомендациями: повысить, ужесточить...
Но что делать с потраченными впустую миллионами и как наказывать нерадивых государственных служащих, допустивших столь безответственное отношение к деньгам (особенно в период кризиса)? Вспомнит ли Кабмин собственные обещания: “снимать с должностей” или “снимать головы” за подобное некачественное исполнение обязанностей?
Астана |