ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



“Ящик” для общества Исследования

Юлиана Жихорь
Почти три года прошло с момента образования рабочей группы по созданию общественного телевидения. С тех пор эта тема лишь время от времени всплывает в разговорах самих журналистов. Правительство же закрыло ее от общественности (и, видимо, от себя) наглухо

Впервые идея создания общественного телевидения в Казахстане была озвучена в 1987 году, когда Гостелерадио КазССР разработало соответствующий проект. Тогда, на волне перестройки, появилась идея предоставить обществу возможность самому решать, какие проблемы следует обсуждать. Причем предполагалось, что эти проблемы будут в корне отличаться от тех, о которых разрешает говорить государство.
Но в силу различных, вполне объективных в тот период обстоятельств эта идея поддержки не получила. Равно как и вторая попытка создания Общественного телевидения Казахстана (ОТК) в 1995 году на базе телеканала “Казахстан”. Дарига Назарбаева, будучи в политическом фаворе, предлагала преобразовать в ОТК свой собственный канал “Хабар”.
И тогда, и в последующие годы основная отговорка властей - несвоевременность введения специального налога (или добровольного взноса) с граждан за подобное общественное благо.
Хотя официально власти от идеи создания ОТК так и не отказались. Несколько лет назад президент страны заявил, что за основу создания общенационального общественного телевидения может быть положен опыт британской телекомпании ВВС, после чего в правительстве в экстренном порядке начал разрабатываться даже специальный закон “Об общественном телевидении” (так и почивший, впрочем, в бозе).
Тем не менее диспуты, каким быть ОТК, а главное, как им управлять и как его финансировать, не утихают до сих пор. Поскольку именно эти вопросы и являются самыми спорными.
Предполагается, что ОТК должно стать неким рупором гласа народа - независимым ни от политической конъюнктуры, ни от позиции спонсоров. Лучше всего его задачу выразил бывший в то время министром информации Алтынбек Сарсенбаев: “В республике надо создавать общественное телевидение, которое не зависит ни от позиции властей, ни от позиции лоббистов, ни от позиции олигархов телевизионной империи, а будет служить нашему казахстанскому обществу”. Добиться этого можно: а) создав независимый от вышеперечисленного топ-менеджмент; б) “посадить” канал на самообеспечение.
alt
Главный вопрос - как управлять общественным ТВ?
Избранный совет директоров (попечительский совет или управляющий совет - его все называют по-разному) должен состоять из “самых достойных граждан”. Каковых такими считать сегодня - один из самых спорных вопросов. Разработчики подзабытого законопроекта предполагали, что в него должны войти 15 человек, представляющих три целевые группы: деятели науки, образования и культуры, деловые люди, а также руководители общественных организаций, НПО и профсоюзов. По какой схеме будет производится отбор - пока не ясно. Станут ли формально независимые реально лояльными к нынешним властям или де-факто совпадет с де-юре?
По сути, этот вопрос будет исходить из третьего и самого главного - источников финансирования канала.
Примером всенародного волеизъявления можно привести схему финансирования германской газеты Tageszeitung. Образованная 30 лет назад газета до сих пор - единственная кооперативная газета в Германии. Ее собственники - читатели. При тираже в 60 тысяч экземпляров кооператоров 8300 человек (пай - 500 евро, которые забирают, когда выходят из членства). Кстати, в числе пайщиков есть даже редакторы конкурирующих с Tageszeitung солидных консервативных газет.
 А также 48 тысяч постоянных читателей, получающих газету по подписке. Цены на подписку варьируются. Есть стандартная цена, существуют и различные системы скидок. Допустим, широко распространена солидарная система оплаты за газету - чиновники платят больше, чтобы студенты могли покупать газету дешевле. Решение о предоставлении таких скидок принимается, как говорится, путем всеобщего голосования читателей - предложение озвучивается на страницах газеты.
Руководство редакции назначают избранные представители кооператива и представители редакции (профсоюзные деятели). Они же ведут контроль за деятельностью редакции. Плюс независимые контролеры - сами читатели. Соответственно, от качества материалов издания и зависит интерес к нему собственников (подписчиков), а следовательно, и бюджет газеты. К слову, это издание зарабатывает на рекламе гораздо меньше, чем другие. Так как, сообщил на встрече с журналистами из Казахстана и Центральной Азии редактор по вопросам Азии Свен Хансен, объем рекламы и платных объявлений в бюджете издания составляет всего 15-20 процентов, тогда как в других печатных изданиях он занимает порядка 60-70 процентов.
Безусловно, подобный ограниченный бюджет сказывается и на доходах самих сотрудников издания - в Tageszeitung журналисты получают на порядок меньше, чем в других изданиях. Тем не менее в газете достаточно много фрилансеров (внештатников), среди которых и именитые высокопрофессиональные журналисты, работающие в самых разных странах.
Если исключить тот факт, что это СМИ - печатное, то схема “общественного существования” весьма привлекательна.
Еще один пример из той же Германии - телерадиокомпания “Радио Берлин - Бранденбург” (RBB), которая официально является общественным телевидением ФРГ. Акционерами компании являются граждане страны, 6 процентов акций принадлежит правительству.
Раз в три месяца RBB проводятся социологические опросы на предмет качества программ и новостных блоков. Также постоянно ведется “технический” мониторинг за рейтингом программ канала. (Как сообщил сотрудник RBB, в 80-е годы по территории Германии были распространены 2600 специальных теле- и радиоприемников, позволяющих отслеживать, кто какой канал смотрит или слушает. В настоящее время RBB обладает 100 из таких приемников.) Согласно данным такого мониторинга, четверть всех граждан Берлина и Бранденбурга предпочитает новости канала RBB другим каналам.
Что касается финансирования, то бюджет RBB составляет 54 миллиона евро. Из них лишь 5 процентов составляют поступления от рекламы. Еще незначительная сумма поступает из бюджета страны (все телерадиокомпании ФРГ получают фиксированные дотации из государственного бюджета). Остальную сумму составляют налоги на ТВ и радиоточку. В Германии, правда, это называется добровольным отчислением, но в RBB сообщили, что все, имеющие дома телевизор или радио, должны ежемесячно платить 18 евро. Тем не менее на протяжении последних пяти лет бюджет телекомпании - дефицитный.
В Казахстане вопрос с финансированием - тоже один из самых болезненных.
Разработчики законопроекта еще пару лет назад заявляли, что предлагают вести финансирование из трех источников: республиканского бюджета, Национального фонда и за счет абонентской платы. Учитывая недавние изменения в бюджетной системе Казахстана, предложение видоизменилось на исключительно РБ и абонплату. Однако об объемах бюджетных субсидий ни ранее, ни сейчас разработчики так и не сообщали.
Правда, этот вариант финансирования уже тогда подвергся жесткой критике как со стороны журналистского сообщества, так и со стороны международных организаций, высказывавших опасения, что подобный способ субсидирования приведет к зависимости от политической воли. Поскольку после любой нежелательной информации финансирование может быть прервано.
В таком случае остается лишь абонентская плата. Кстати, именно так финансируется ВВС. Сумма абонентской платы напрямую зависит от будущего бюджета ОТК. Суммы на его создание и финансирование назывались в разное время разные - в среднем порядка 5 миллиардов тенге в год (или по нынешнему курсу доллара около 33 миллионов долларов). Соответственно, абонентская плата составит ровно столько, чтобы набрать эту требуемую сумму. Если предположить, что в Казахстане плата будет браться за каждый телевизор, а их наберется порядка 10 миллионов, то, соответственно, плата за каждый составит порядка 60-70 тенге в месяц. С учетом доходов от рекламы (ее объем, кстати, может быть лимитирован) и продажи своей продукции (фильмов и телепередач на основе госзаказа) ОТК сможет вполне безбедно существовать на собственные доходы.
Другой вопрос, согласится ли население отказаться от единственного на сегодня бесплатного канала информации и насколько высок в стране уровень частной финансовой дисциплины, чтобы вводить “налог на ТВ” в виде добровольных отчислений.
Но как бы то ни было, представитель ОБСЕ по вопросам СМИ Миклош Харасти считает, что “технологический прогресс толкает общество вперед” и приход общественного телевидения в Казахстан неизбежен. Вполне может случиться так, что потерявшийся в недрах правительства законопроект всплывет уже нынешней осенью - в канун вступления Казахстана в ОБСЕ.

Астана - Берлин - Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Ринат

  • 11 июля 2009 00:13
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Для Казахстана всё перечисленное - утопия, сказка из другой жизни.
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 4.08.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
^
Все предельно ясно, спасибо. Ждем еще топиков от Вас.




  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение