Зарина Абденова
Недавний доклад Всемирного банка, посвященный состоянию мировой экономики, в котором дается чрезвычайно пессимистичная оценка ситуации в бывших советских республиках и России, а также исследование российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК “Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы” говорят о том, что пока слаб центр - Содружество также будет слабым. При этом помпезный совместный проект в виде экономического блока СНГ: антикризисный фонд, ускорение создания Таможенного союза и развитие ЕвразЭС пока что реализуется не далее как на бумагах, тогда как в реальности самое время говорить о новом витке дезинтеграции
Россия, являясь центром в СНГ, по данным ВБ, оказалась в рецессии глубже той, чем прогнозировалось. При этом отмечается, что российский кризис имеет разрушительные последствия для всего постсоветского пространства, в частности, из-за сокращения на 25 процентов - впервые за десятилетие - торговли и денежных переводов в ближнее зарубежье. По данным ВБ, переводы из-за рубежа составляют примерно 40 процентов ВВП Молдавии, 45 процентов ВВП Таджикистана. За исключением Туркмении, Азербайджана и Казахстана, бывшие советские республики не являются экспортерами топлива и им будет трудно финансировать бюджет. Выплата по долгам бывших республик СССР составляет в этом году 283 миллиарда долларов.
Нынешний кризис вызовет усиление центробежных тенденций среди членов Содружества Независимых Государств, полагают эксперты ФБК, поскольку ни единой политики, ни плана совместных действий между ними пока так и не выработано, тогда как число межгосударственных конфликтов растет. “Кризис - некий момент истины для стран, входящих в СНГ, проверяющий на прочность саму организацию, - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - В условиях, когда большинство стран столкнулось с огромными экономическими проблемами, наличие сильного центра могло бы усилить центростремительные тенденции. Однако насколько Россия может стать таким центром, пока не совсем понятно, учитывая, что она имеет сегодня одни из самых худших текущих социально-экономических результатов и объективно усиливает нарастание прямо противоположных - центробежных - тенденций”.
К тому же стоит учесть, что за последнее время количество проблем между странами, входящими в Содружество, увеличивается. Общеизвестны трудности во взаимоотношениях России и Украины по газовому вопросу. Авария в газотранспортной системе стала причиной конфликта России с Туркменией. Наконец, недавний “молочный” конфликт Москвы с Минском образовал еще одну трещину в СНГ. Поэтому перспективы союза при наличии такого багажа конфликтов, которые кризис лишь усугубляет, представляются явно неоднозначными. При этом страны СНГ вроде как пытаются объединить усилия, и тенденция к принятию совместных антикризисных планов либо на двусторонней основе, либо в рамках других союзов. Так, например, в феврале было принято решение об учреждении Антикризисного фонда стран Европейско-Азиатского экономического сотрудничества в 10 миллиардов долларов, 75 процентов которого составит российский взнос. Однако говорить о единстве позиций пока рано, учитывая полярность текущей социально-экономической ситуации, которая не свидетельствует о том, что между членами СНГ сегодня существует какая-то координация, считают авторы исследования.
Разная степень подготовки мер по выходу из кризиса в союзных странах противоречит их совмещению. Из кризиса страны предпочитают выходить по-разному и поодиночке. Причем чаще всего страны ограждают себя именно от соседей по СНГ. Как считают эксперты, большая часть мер по защите внутренних рынков еще только разрабатывается, поэтому даже такой проект, как Таможенный союз, призванный усилить интеграцию рынков бывших советских республик, рискует не состояться в том виде, в котором представляется. |