|
Ярослава Науменко
С дефицитом бензина и дизтоплива в республике можно было бы справиться гораздо меньшими деньгами, быстрее и эффективнее. Вместо модернизации старого нефтеперерабатывающего завода можно было бы построить 18 современных мини-НПЗ мощностью 250 тысяч тонн в год каждый и суммарной производительностью - те же 4,5 миллиона тонн нефти. Причем обошлось бы это в десять раз дешевле, а бензин, авиационный керосин, дизтопливо, мазут, битумы и смазочные масла можно было бы выпускать с мировым качеством... Министерство энергетики и минеральных ресурсов почему-то игнорирует альтернативный и весьма заманчивый вариант
Как известно, из бюджета выделяется более трех миллиардов долларов на модернизацию действующих НПЗ. Рассчитано, что эта мера повысит объем переработки на 4,5 миллиона тонн.
Госпрограмма подразумевает, что три миллиарда долларов государственных денег через пять лет увеличат объемы переработки на трех НПЗ так, чтобы нам всем хватило. Не будем останавливаться на широко обсуждаемом варианте - строительстве на эти деньги нового завода. Что возможно в Китае, подчас практически невыполнимо у нас - растащат (шутка). А вот частник, он, как говорится, и в Африке частник - и задачу восполнения дефицита топлива можно было бы поручить своим же согражданам, создав целую отрасль.
Кроме того, государству даже раскошеливаться не придется: рентабельность у таких предприятий - 50 процентов, так что найдутся заинтересованные частные инвесторы. Впрочем, если государство таки захочет само, почему бы и нет. А можно возвести не двадцать, а в два раза больше - сорок заводов, это будет в три раза дешевле нынешнего плана и в два раза эффективнее.
Замечу: в случае с мини-НПЗ речь, конечно, не идет о допотопных “самоварах”, на низкое качество продукции которых и ссылаются противники мини-заводов. Технологии давно шагнули вперед. Правда, в Казахстане проектированием таких предприятий никто не занимается. Зато россияне, если в поисковике набрать запрос “мини-НПЗ”, могут и самое современное оборудование поставить, и собрать все установки, и бизнес-план помочь составить. В общем, “любой каприз за ваши деньги”.
“С точки зрения Гостехнадзора - это не завод, так как в таком случае требуется не нарушение “Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств”, а соблюсти их все стоит таких денег, что мини-НПЗ станет убыточным”, - объясняет на портале nge.ru Борис Корольков, менеджер ТД “Кеми-Ойл”.
У соседей действительно мини-НПЗ в основном - обычные нефтебазы с несколькими простыми установками перегонки. Кто-то из нефтяников вообще считает, что сам термин “мини-НПЗ” не верен - “так как имеем дело с установками, а не с заводом”.
Однако факт остается фактом - множество мини-НПЗ работают в Ставрополье, Татарстане, Калмыкии. Даже в Японии и США с их строжайшими требованиями к экологии и качеству продукции возведены несколько сот мини-НПЗ. Это установки непрерывного действия мощностью от 20 до 120 тысяч тонн в год, малотоннажные установки мощностью до 200 тысяч тонн в год и перерабатывающие комплексы (от 500 до 1500 тысяч тонн в год).
За рубежом не то что “мини” работают, но и микрозаводики. Технологически они также весьма совершенны и глубину переработки дают на уровне лучших НПЗ мира. Кстати, если Европа готовится перейти на Евро-6 в 2015 году, то мы пока только-только подбираемся к Евро-2 (официально - с 15 июля этого года), а там, дай бог, доковыляем до Евро-3 спустя еще два года. Так вот, продукция стандартов Евро-3 и Евро-4 не проблема для мини-НПЗ.
Конечно, производство топлива высоких стандартов Евро-4 требует довольно серьезных финансовых вливаний, мини-НПЗ становится практически копией большого завода. Что еще важно - нужно и высокое качество исходного сырья, например, нашей нефти потребуется серьезная очистка. Впрочем, российские инженеры утверждают, что могут собрать завод под любую нефть.
Обещают и сжатые сроки строительства - не 6 лет, как в случае с модернизацией старых заводов, а максимум два года. Еще важный плюс - мини-НПЗ ХХI века полностью автоматизированы и работают с минимальным количеством обслуживающего персонала.
В Липецке сейчас строится НПЗ мощностью 700 тысяч тонн в год, где планируется получать высококачественный продукт еще на этапах атмосферной дистилляции и термального крекинга (без последующих углубляющих процессов). “Технология простая по сути, но имеет ряд ноу-хау и, что удивит всех пессимистов, экономически чрезвычайно эффективная, - сообщают сотрудники компании-владельца “Гелиос Петролеум”. - Плюс реализованная технология требует в семь раз меньше затрат по сравнению со строительством “классического” НПЗ. Она уже опробована на пятнадцати возведенных предприятиях России, Украины и Кыргызстана”.
Еще одна компания продает уже готовые к эксплуатации технологические блоки - собирай как конструктор и начинай работу. “Установки первичной перегонки нефти рассчитаны и удовлетворяют требования стандартов РФ либо превышают их”, - гласит рекламный призыв. Впрочем, глубина переработки невысока - около 60 процентов. Хотя нам и мазута не хватает тоже, особенно сельхозпроизводителям.
Сотни статей написаны на тему нехватки в республике высокооктанового бензина, организованы десятки конференций, но мы до сих пор продаем половину того, что перерабатываем... В основном в Китай, который сейчас просто “золотая жила” для импортеров - он является одним из крупнейших покупателей нефти и мазута. Такой “прожорливый” даже в кризис покупатель под боком, сами понимаете, никак не способствует насыщению собственного рынка высокооктановым бензином - и наши мощности работают на китайский рынок.
Учитывая мировой опыт, пустующую нишу мини-НПЗ на нашем топливном рынке можно было бы насытить современными предприятиями, которые бы составили конкуренцию трем заводам, заставив их снижать цены и обеспечивая энергетическую безопасность всем регионам. |