Тамара Копылова
Недоработки Земельного кодекса списали на самозахватчиков и на маленький штат сотрудников Агентства по управлению земельными ресурсами
Перед закрытием второй сессии четвертого созыва депутаты мажилиса призвали к ответу председателя Агентства по управлению земельными ресурсами Умирзака Узбекова. Прежде всего народных избранников интересовал вопрос: почему многие крестьяне не имеют возможности пасти скот на пастбищах? Однако глава земельного ведомства отметил: “Более 200 миллионов гектаров пастбищ существует в Казахстане. Поэтому вопрос как таковой, что есть недостаток пастбищ, я думаю, неправильный”. Однако парламентарии все-таки не согласились с господином Узбековым, констатируя, что все пастбища находятся в 200-300 километрах от сел. В итоге председатель по управлению земельными ресурсами смог убедить парламентариев в том, что сегодня нет советской системы отгонного скотоводства. К тому же он констатировал, что многие некогда хорошие пастбища скот уже вытоптал: “Сегодня, допустим, порядка нет: кто-то содержит 100 голов, кто-то 1000 голов вокруг этих населенных пунктов”.
Депутат Николай Турецкий, изучив два кодекса - Земельный и Гражданский, так и не пришел к однозначному выводу: что и кому принадлежит. “Земля принадлежит одному собственнику, здание - другому собственнику”, - недоумевает мажилисмен. Решение проблемы господин Турецкий видит в новом едином правоустанавливающем документе, который выдавался бы разом на строение и землю.
Открыто поддерживать такое предложение депутата председатель Агентства по управлению земельными ресурсами не стал, но заявил, что нечто похожее уже делается: “Сейчас ведется работа по усовершенствованию, своевременной передаче сведений из земельного кадастра в кадастр недвижимости и обратно”. И тут же заверил, что не все так просто: “Сам вопрос объединения этих двух кадастров немного сложен, потому что земельный кадастр - в правовом плане более широкое понятие”.
Как признался чиновник, все земельные проблемы исходят не от плохой работы его ведомства, а из-за нехватки специалистов. Земельных инспекций всего семь, и поэтому их приходится называть межрегиональными. При этом штатная численность минимальна - всего 210 человек. Из них только 117 инспекторов работают “в поле”, передвигаясь по степям на 32 автомашинах марки “Нива” и “Жигули”. Нагрузка на инспекторов колоссальная. Так, на одного сотрудника приходится 2,3 миллиона гектаров и около 28 тысяч земельных участков. Естественно, это не может не сказаться на качестве работы. “Мы предлагали увеличить наши штаты. Пока наше предложение не поддержано, тем не менее в силу своей компетенции стараемся”, - объяснил Умирзак Узбеков.
Но даже такие малочисленные силы за последнее время выявили около 2,4 тысячи фактов нарушений земельного законодательства и взыскали штрафов на сумму более 130 миллионов тенге.
Такая арифметика не могла не заинтересовать известного парламентского оратора Владимира Нехорошева, который тут же выдал пару новых афоризмов: “К земле нет бережного отношения, вы сказали, со стороны фермеров. Наш культурный слой земли скоро будет выглядеть как дерьмо, окаменелое золой”. Народный избранник предложил: “Чтобы наша земля была высокопродуктивной, нужно, в первую очередь, перестать поливать друг друга чем попало, вывозить все это на поля, огороды”.
Депутаты не обошли стороной проблему самозахвата земель. Глава Агентства по управлению земельными ресурсами заявил, что земельное законодательство нарушают не власть имущие, а рядовые граждане. “Факты самовольного овладения землей, то есть нарушение права собственности государства на землю, за прошлый год составили из всех выявленных нарушений 59 процентов”, - пояснил Умирзак Узбеков. И лишь 17 процентов нарушений в прошлом году агентство списало на нецелевое выделение земель.
Астана |