Зарина Абденова
На прошлой неделе в Екатеринбурге завершило свою работу заседание Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе. Введение валюты в рамках ШОС стало если и не основной темой, то уж явно самой волнующей. Реакция на предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в адрес создания единой наднациональной расчетной единицы в рамках ШОС была достаточно противоречивой, по крайней мере, в прессе
Прошедший саммит руководителей стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продемонстрировал разнобой в подходах к валютно-финансовой политике. В то время как Казахстан настаивал на радикальных шагах - введении единой наднациональной валюты ШОС, Москва предпочитала говорить об увеличении расчетов в национальных денежных единицах, тогда как введение новой валюты видится ей лишь в перспективе. При этом Китай вообще занял позицию обходить эту тему, уделяя внимание общим пожеланиям “согласовать денежную политику” и предлагая финансовую помощь коллегам по ШОС.
Отсутствие единой позиции у стран “новых экономик” вполне объяснимо. Не секрет, что Китай и Россия стремятся придать своим валютам региональный статус. Этакий политический руань (сплав рубля и юаня) мешает двум крупным государствам откликнуться на идею создания наднациональной валюты. Между тем президент Казахстана отверг вариант превращения одной из национальных валют в региональную и тем более мировую резервную валюту. “Национальная валюта в роли региональной или резервной мировой - это давно исчерпавшая себя схема, рассчитанная на то, чтобы односторонне извлекала преимущество та страна, которая предлагает свою национальную валюту на роль региональной или резервной”, - сказал глава Казахстана.
“В дружеском союзе стран это может вести только к внутреннему напряжению и разрушению союза. Валютные “свопы”, которые имеют хождение, также ущербны, так как после второй и третьей волны кризиса технология их будет осложнена. Придется перейти в бартер или опять в чью-то валюту”, - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
В свою очередь, президент России Дмитрий Медведев на саммите занял иную позицию в популяризации рубля на международном уровне. “Речь идет об увеличении доли расчетов в национальных валютах, в том числе для того, чтобы не быть зависимыми от проблем с теми или иными резервными валютами, а также о вхождении части наших валютных резервов в финансовые инструменты наших партнеров”, - пояснил Медведев. Тот факт, что сегодня практически все финансовые системы мира завязаны на американский доллар, главу России не устраивает, но избавляться от этой зависимости, судя по его словам, нужно постепенно.
В то же время Китай, обладающий наиболее мощной экономикой среди всех стран ШОС, на тему введения новой валюты предпочитает вообще не распространяться. Вместо этого председатель КНР Ху Цзиньтао покритиковал организацию, отметив, что торгово-экономическое сотрудничество в ее рамках “еще далеко от поставленных целей”.
Понятно, что по многим причинам страны ШОС еще не готовы к введению единой валюты, другое дело, что отказываться вообще от рассмотрения подобного предложения для России и Китая означает искать другие выгодные пути. Однако, какие бы доводы ни приводили большие государства, по сути предложение Назарбаева ввести синтетическую квазивалюту по типу специальных прав заимствований МВФ (SDR), только в региональном масштабе, - могло бы оптимизировать товарооборот между странами-участницами и снизить трансакционные издержки, что в условиях кризиса также неплохое решение.
Иными словами, ШОС могла бы эмитировать некое искусственное платежное средство исключительно в безналичной форме (то есть лишь как записи на банковских счетах). В любом случае, постепенный отход от доллара во всем мире уже очевиден, и если арабские страны нашли точку соприкосновения в финансовых вопросах, то почему Евразийский континент к ней не может прийти? Похоже, потому, что политические амбиции для некоторых государств куда важнее экономических преимуществ. |