ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>

29 декабря 2024

о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью




CountZero
HotLog

погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Первые иракские дивиденды Исследования

Зарина Абденова
После отказа Туркмении акционеры Nabucco нашли альтернативные способы наполнить трубу. Теперь, несмотря на отчаянное противодействие Москвы, европейский проект вырывается вперед в споре с “Южным потоком” за право стать основным транзитным коридором для среднеазиатского газа в Европу. Главные инвесторы Nabucco - OMV и MOL - подписали соглашения о покупке по 20 процентов акций Pearl Petroleum Company, владеющей двумя проектами по разработке газовых месторождений в иракской провинции Курдистан. На первом месторождении Khor Mor уже сегодня добывается 2,5 миллиона кубических метров газа в день, разведка второго, Chemchemal, начнется в этом году. В целом же планируется, что к 2015 году добыча газа на обоих проектах составит 85 миллионов кубических метров в день. Проект Nabucco уже в среднесрочной перспективе обещает стать более чем привлекательным. Причем если позиция Казахстана в Nabucco переориентируется сегодня, то нашей стране обеспечен прямой выход в Европу, которую принято считать самым привлекательным клиентом в мире газа

Отношения между “Газпромом” и Туркменистаном ухудшились в апреле после взрыва на трубопроводе, по которому азиатский газ подается в Россию. Столкнувшись с падением спроса на газ - и, соответственно, выручки - в Европе, 9 апреля “Газпром” в одностороннем порядке решил ограничить импорт газа из Туркмении и внезапно сократил прием газа на 90-95 процентов. Устаревшая трубопроводная сеть не справилась с резким спадом давления, и в результате неподалеку от туркменско-узбекской границы произошел взрыв, полностью прекративший подачу туркменского газа в Россию. Поставки до сих пор не восстановлены, Ашхабад угрожает “Газпрому” судом. В свою очередь, российская газовая компания требует от Туркменистана снизить цены на экспортный газ, заявив, что не нуждается в голубом топливе из Средней Азии.
В общем, как рассуждает западная пресса, данное заявление России ведет к обострению спора, заставившего Туркменистан активизировать усилия по поиску других экспортных маршрутов для своего газа. А между тем жестокая подковерная борьба России, США и Китая за доступ к обширным, но в основном неразработанным газовым месторождениям Туркменистана за два с половиной года, после всех предложений и контрпредложений, закончилась, похоже, победой Пекина.
Об этом свидетельствует завершение строительства к 2010 году трубопровода Туркменистан - Китай с пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год. Растущая экономика Поднебесной дает Ашхабаду все основания полагать, что Пекин вряд ли сократит импорт, даже если в какой-то момент это покажется ему выгодным. Впрочем, судя по нынешнему настроению Туркменистана о развитии диверсификации транспортировки голубого топлива, нельзя однозначно говорить о том, что эта страна окончательно не примет решения подключиться к Nabucco...

Позиции Азербайджана и Турции
Если еще в начале мая у экспертов были сомнения в том, что Азербайджан станет активным участником по наполнению Nabucco, который будет вливать в трубу 10-12 миллиардов кубических метров газа ежегодно, то после пражского саммита, где Баку подписал соглашение о поддержке Nabucco, их больше не осталось. Не сумев предложить президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву хорошие условия по покупкам газа, “Газпром” потерял последнюю возможность оказать какое-либо воздействие на реализацию Nabucco.
Что касается Турции, то она была одним из важнейших препятствий на пути Nabucco - не хотела быть транзитной страной, предпочитая покупать поступающий к ней газ на границе и потом продавать по своей цене. Подобное требование Анкары стало одной из причин размолвки между Турцией и Азербайджаном, потому как без подписания турецкой стороны Азербайджану грозил затрудненный доступ на западные рынки. Анкара, в свою очередь, требовала права на закупку 15 процентов объема азербайджанского газа по ценам ниже европейских, кроме этого она старалась установить более высокие пошлины и ставки за транзит по своему участку Nabucco, чем другие участники консорциума. Впрочем, когда появился вариант обойти Анкару по дну Черного моря - с конечной точкой в Болгарии или Румынии, - президент Турции Абдулла Гюль поддержал проект, сказав про Nabucco, что для его страны он является стратегическим проектом и Анкара приложит всю необходимую политическую волю для его реализации.

Позиция Казахстана
До сих пор остается нерешенным вопрос об отношении к проекту Казахстана, который, как Туркменистан и Узбекистан, не подписал заключительную декларацию саммита в Праге. И хотя можно предположить, что Казахстан устное согласие в адрес проекта высказывает (об этом можно судить из того, что Казахстан активно участвует во всех встречах по реализации Nabucco), однако окончательно не подписывает документ, как, собственно, это делают и соседи Казахстана по Центральной Азии. Подобная расстановка дел, похоже, больше связана с многовекторной политикой Казахстана: дабы не обидеть северного соседа, Казахстан не заключает договор на выгодный газовый проект. Однако кризис может расставить все на места, и тогда среднеазиатские государства выберут для себя приоритетные направления транспортировки газа, потому что прямой выход на Европу сулит, в частности, Казахстану, как минимум, продажи голубого топлива по высокой цене, а как максимум - вхождение в ЕС.
При этом также стоит добавить, что теперь у “Южного потока” и Nabucco одинаковые возможности по наполнению трубы, а при прочих равных условиях двукратно более дешевый Nabucco, тем более имеющий статус общеевропейского проекта, имеет значительно больше шансов на реализацию. Косвенно на это указывают и заметно усилившиеся в последние недели колебания главного партнера “Газпрома” по “Южному потоку” - итальянской Eni. Что также, естественно, не добавляет оптимизма Кремлю. Единственное, что может отбросить Nabucco назад и вновь вывести “Южный поток” в лидеры - это политическая нестабильность в Ираке в целом и Курдистане в частности. Аварии, теракты и похищения европейских инженеров могут отпугнуть европейских инвесторов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение