|
Зарина Абденова
После отказа Туркмении акционеры Nabucco нашли альтернативные способы наполнить трубу. Теперь, несмотря на отчаянное противодействие Москвы, европейский проект вырывается вперед в споре с “Южным потоком” за право стать основным транзитным коридором для среднеазиатского газа в Европу. Главные инвесторы Nabucco - OMV и MOL - подписали соглашения о покупке по 20 процентов акций Pearl Petroleum Company, владеющей двумя проектами по разработке газовых месторождений в иракской провинции Курдистан. На первом месторождении Khor Mor уже сегодня добывается 2,5 миллиона кубических метров газа в день, разведка второго, Chemchemal, начнется в этом году. В целом же планируется, что к 2015 году добыча газа на обоих проектах составит 85 миллионов кубических метров в день. Проект Nabucco уже в среднесрочной перспективе обещает стать более чем привлекательным. Причем если позиция Казахстана в Nabucco переориентируется сегодня, то нашей стране обеспечен прямой выход в Европу, которую принято считать самым привлекательным клиентом в мире газа
Отношения между “Газпромом” и Туркменистаном ухудшились в апреле после взрыва на трубопроводе, по которому азиатский газ подается в Россию. Столкнувшись с падением спроса на газ - и, соответственно, выручки - в Европе, 9 апреля “Газпром” в одностороннем порядке решил ограничить импорт газа из Туркмении и внезапно сократил прием газа на 90-95 процентов. Устаревшая трубопроводная сеть не справилась с резким спадом давления, и в результате неподалеку от туркменско-узбекской границы произошел взрыв, полностью прекративший подачу туркменского газа в Россию. Поставки до сих пор не восстановлены, Ашхабад угрожает “Газпрому” судом. В свою очередь, российская газовая компания требует от Туркменистана снизить цены на экспортный газ, заявив, что не нуждается в голубом топливе из Средней Азии.
В общем, как рассуждает западная пресса, данное заявление России ведет к обострению спора, заставившего Туркменистан активизировать усилия по поиску других экспортных маршрутов для своего газа. А между тем жестокая подковерная борьба России, США и Китая за доступ к обширным, но в основном неразработанным газовым месторождениям Туркменистана за два с половиной года, после всех предложений и контрпредложений, закончилась, похоже, победой Пекина.
Об этом свидетельствует завершение строительства к 2010 году трубопровода Туркменистан - Китай с пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год. Растущая экономика Поднебесной дает Ашхабаду все основания полагать, что Пекин вряд ли сократит импорт, даже если в какой-то момент это покажется ему выгодным. Впрочем, судя по нынешнему настроению Туркменистана о развитии диверсификации транспортировки голубого топлива, нельзя однозначно говорить о том, что эта страна окончательно не примет решения подключиться к Nabucco...
Позиции Азербайджана и Турции
Если еще в начале мая у экспертов были сомнения в том, что Азербайджан станет активным участником по наполнению Nabucco, который будет вливать в трубу 10-12 миллиардов кубических метров газа ежегодно, то после пражского саммита, где Баку подписал соглашение о поддержке Nabucco, их больше не осталось. Не сумев предложить президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву хорошие условия по покупкам газа, “Газпром” потерял последнюю возможность оказать какое-либо воздействие на реализацию Nabucco.
Что касается Турции, то она была одним из важнейших препятствий на пути Nabucco - не хотела быть транзитной страной, предпочитая покупать поступающий к ней газ на границе и потом продавать по своей цене. Подобное требование Анкары стало одной из причин размолвки между Турцией и Азербайджаном, потому как без подписания турецкой стороны Азербайджану грозил затрудненный доступ на западные рынки. Анкара, в свою очередь, требовала права на закупку 15 процентов объема азербайджанского газа по ценам ниже европейских, кроме этого она старалась установить более высокие пошлины и ставки за транзит по своему участку Nabucco, чем другие участники консорциума. Впрочем, когда появился вариант обойти Анкару по дну Черного моря - с конечной точкой в Болгарии или Румынии, - президент Турции Абдулла Гюль поддержал проект, сказав про Nabucco, что для его страны он является стратегическим проектом и Анкара приложит всю необходимую политическую волю для его реализации.
Позиция Казахстана
До сих пор остается нерешенным вопрос об отношении к проекту Казахстана, который, как Туркменистан и Узбекистан, не подписал заключительную декларацию саммита в Праге. И хотя можно предположить, что Казахстан устное согласие в адрес проекта высказывает (об этом можно судить из того, что Казахстан активно участвует во всех встречах по реализации Nabucco), однако окончательно не подписывает документ, как, собственно, это делают и соседи Казахстана по Центральной Азии. Подобная расстановка дел, похоже, больше связана с многовекторной политикой Казахстана: дабы не обидеть северного соседа, Казахстан не заключает договор на выгодный газовый проект. Однако кризис может расставить все на места, и тогда среднеазиатские государства выберут для себя приоритетные направления транспортировки газа, потому что прямой выход на Европу сулит, в частности, Казахстану, как минимум, продажи голубого топлива по высокой цене, а как максимум - вхождение в ЕС.
При этом также стоит добавить, что теперь у “Южного потока” и Nabucco одинаковые возможности по наполнению трубы, а при прочих равных условиях двукратно более дешевый Nabucco, тем более имеющий статус общеевропейского проекта, имеет значительно больше шансов на реализацию. Косвенно на это указывают и заметно усилившиеся в последние недели колебания главного партнера “Газпрома” по “Южному потоку” - итальянской Eni. Что также, естественно, не добавляет оптимизма Кремлю. Единственное, что может отбросить Nabucco назад и вновь вывести “Южный поток” в лидеры - это политическая нестабильность в Ираке в целом и Курдистане в частности. Аварии, теракты и похищения европейских инженеров могут отпугнуть европейских инвесторов. |