|
Алан Байтенов
На прошлой неделе в Алматы прошла 5-я Евроазиатская автотранспортная конференция Международного союза автомобильного транспорта (IRU), посвященная возрождению Великого шелкового пути. Иными словами, перевозчики почти всего мира очень заинтересованы транзитным потенциалом нашей страны
Как известно, Казахстан имеет территорию в 2,7 миллиона квадратных километров и при этом располагается в самом центре “нового” субконтинента Евразии. Поэтому Казахстан служит естественным мостом между странами Центральной Азии и Европы.
Говоря “страны Центральной Азии”, транспортники, конечно же, подразумевают Китай. И в данный момент большинство из них озабочены тем, что товар с “мастерской мира” по большей части переправляется в Европу по морю. При этом автомобильные транспортные компании настаивают на том, что перевозка сухопутным путем намного дешевле и безопаснее. Особенно если взять переброску товаров фурами.
Однако, как было выяснено в ходе конференции, не все так гладко у нас, чтобы катиться в Европу беспрепятственно. Во-первых, дороги, мягко говоря, не европейское полотно, а во-вторых, неповоротлив механизм таможенного контроля. Все это, как правило, и риск доставить товар не в лучшем виде, и, что самое главное, можно не поспеть за сроками, регламентированными договорами поставок. Да и на простоях техники на границе денег-то не заработаешь. Сегодня порядка 40 процентов времени автомобильных перевозок уходит на ожидание оформления бумаг на границе. Кроме того, по мнению представителей Нидерландского научно-исследовательского института транспорта, 25 процентов транспортных расходов приходится на официальные и неофициальные платежи.
В общем, куда ни кинь, везде есть свои сложности. Однако то самое выгодное расположение Казахстана перекрывает все еще существующие сегодня недостатки в области транспортных перевозок.
И чтобы договориться и решить это все, можно сказать, на правительственном уровне, в Алматы и собрались представители 43 стран мира и свыше 20 министров транспорта из Европы, Азии и Северной Америки. Кстати, именно по результатам обсуждения министров был подписан Меморандум о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Министерством транспорта и коммуникаций РК и Европейской комиссией. Позже по итогам форума был подписан еще один документ - Алматинская декларация “Возрождение Великого шелкового пути: от замысла до воплощения в жизнь”, согласно которой грузовые автомобильные перевозки теперь считаются одними из самых выгодных способов доставки. Поэтому в рамках этой декларации, подписанной министрами и участниками конференции, предложено “всем заинтересованным сторонам мобилизовать ресурсы в целях возрождения Великого шелкового пути и постоянной поддержки автомобильных перевозок грузов на коммерческой основе по этому пути, а также поощрять политическое и профессиональное сотрудничество между властями и транспортной отраслью в порядке достижения целей настоящего заявления”.
В общем, Казахстан совместно с мировым сообществом плотно занялся созданием транспортного коридора. Так, например, к 2011 году обещают основательно подлатать и дорожное покрытие по стратегически важным направлениям. Однако увеличение объемов перевозок по Шелковому пути сложно будет осуществить без создания дополнительных логистических и экспедиторских компаний, которые и будут координировать работу всех перевозчиков, что попадут на территорию Казахстана. Сейчас, как было отмечено на конференции генеральным секретарем Союза международных перевозчиков РК (КазАТО) Теодором Капланом, уже создаются отечествееные логистические компании, которые планируют создать инфраструктуру перегрузочных центров на границе с Китаем.
А еще нас заинтересовало заявление генерального секретаря IRU Мартина Марми: “Мы пытаемся открыть этот регион мира (Азия, надо полагать? -
А.Б.), где живет две трети мирового населения и производятся товары, и мы действительно хотим, чтобы вы были интегрированы в процесс глобализации торговли и чтобы получали с этого выгоду. Я говорил здесь с людьми, и они хотят жить, как европейцы. Почему нет?” Интересно, что подразумевал генсек под тем, что мы хотим жить, как европейцы? То, что мы готовы приобретать их товар и, по сути, инвестировать в их экономику во время финансового кризиса? Или можем помочь наладить “личные” транспортные связи? Если так, то не понятно, каково же истинное направление течения в этой транспортной артерии и кому в первую очередь это выгодно. Если же второй стороне, тогда всю наладку инфраструктуры и дорожного полотна необходимо делать только за их счет, не привлекая бюджетных средств страны. В то же время, как версия, есть еще и такое мнение: Китай раньше всех выйдет из финансового кризиса и станет одним из самых больших рыночных площадок мира для сбыта европейского “штучного” товара.
Это, конечно же, варианты. А по официальной версии, мы будем неплохо жить на тарифах за использование нашей территории и обеспечим работой многие отечественные транспортные компании. У Казахстана есть шанс стать своеобразным узлом или, если хотите, складом временного хранения. И по всему видно: Казахстан не против, и Министерство транспорта и коммуникаций прикладывает к этому максимум усилий. |