|
Наталия Цой
Еще не успел умолкнуть обычный шум после прошедшего недавно тестирования. Ежегодные претензии к этой системе оценки знаний не заставили себя ждать, а мы в очередной раз задались вопросом об объективности и необходимости ЕНТ
Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может (и, конечно, должен) быть использован в учебном процессе, в том числе и для итоговой оценки знаний. Но в данном случае мы бы хотели обратить внимание на те разрушительные последствия для нашего образования, которые могут иметь место, если тесты станут основным, а тем более единственным инструментом для оценки знаний школьников. Особенно, когда на основе этой оценки будут приниматься важные для школьников или учителей решения: выдача диплома, зачисление в учебное заведение и т.п.
Прежде всего необходимо начать с того, что сегодня система образования грешит (во благо!) проведением глобальных реформ. Тут и двенадцатилетнее обучение, и стандарты, и тестирование, и альтернативное обучение. А ведь образование советского периода было далеко не худшим в мире.
Одним из достоинств тестирования, по общему мнению, является объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знаний учащегося, содержит систематическую ошибку.
Дело в том, что есть достаточно многочисленные категории учащихся, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно, есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся, прежде всего, тугодумы, а также так называемые тестофобы, испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования. Известно, что не более 50 процентов учащихся попадают в “область адекватности” тестовых технологий.
Еще одним аргументом, говорящим о спорности использования тестирования, является то, что мировым лидером в использовании тестовых технологий в сфере образования являются США. Ни для кого не секрет, насколько узкомыслящими выходят американские выпускники из стен школ и университетов. Да, они становятся хорошими специалистами в своей области, и только. В данном случае речь вообще не идет о разностороннем образовании.
Если говорить о предметах, то одним из “основных пострадавших”, бесспорно, можно назвать математику. Например, главным вопросом точной науки всегда был вопрос: “Почему?” - в то время как для американского образования таким был вопрос: “Как?” И именно на этот вопрос мы и отвечаем при тестировании.
Почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить. За пределами возможностей тестовых технологий оказывается практически вся геометрия. Кстати, именно это уже произошло в США. Там из школьных программ она (геометрия) практически исчезла, а на уроках математики не учат рассуждать.
|
ЕНТо наша реальность |
В рамках одной международной программы (TIMSS) было проведено сравнительное обследование уроков математики в 8-х классах трех стран: США, Германии и Японии. Математические рассуждения встречались: в Японии в 53 процентах просмотренных уроков, в Германии - в 20 процентах, в США - в 0 процентах. Геометрия изучается в США всего в течение 2 лет. Замечу, кстати, что отставание по программе в США по сравнению с Японией и Германией для детей 13-15 лет составляет 2 года. Добавлю также в этот пункт, что тесты вбивают в головы учеников ошибочный и даже вредный и для математического развития, и “по жизни” силлогизм: верный ответ - верное решение.
Одной из самых больших опасностей, связанных с применением тестовых технологий, является вытеснение из образовательного процесса высококвалифицированных специалистов. Дело в том, что использование готовых тестов существенно облегчает работу учителя. В принципе, это хорошо. Учитель освобождается от части рутинной работы, появляется свободное время и т.д. Но при этом возникают другие проблемы, в частности, проблема поддержания (не говоря уж о повышении) уровня профессиональной (предметной) квалификации. Проверка тестовых заданий и контрольных работ происходит в автоматическом режиме и не дает никакой профессиональной нагрузки. И если учитель не будет использовать специальные и дополнительные средства для своего профессионального развития, просто для “поддержания спортивной формы”, он почти неизбежно начнет деградировать.
Школа располагает различными инструментами, позволяющими установить, сколь хорошо достигнута поставленная перед учащимися цель. И только действуя всеми этими инструментами в комплексе, мы можем нужным образом управлять процессом обучения. Здесь особенно важен инструмент, с помощью которого проводится итоговый контроль. При переходе на всеобщее тестирование очень быстро основной целью для учителя станет подготовка к сдаче теста. Не заставят себя ждать и соответствующие методики, позволяющие, не изучая по-настоящему предмет, готовить школьников к сдаче теста.
Не стоит забывать и о том, что тесты - наиболее рыночная из всех существующих учебных технологий, а возможно, единственная истинно рыночная технология. Даже создание высококачественных тестов можно поставить на поток, хотя для этого все же требуются хорошие профессионалы и процесс их создания не так уж и дешев, а следовательно, выгоден... |