|
Тамара Копылова
Экзаменационный бред
Если вы учились в университете, то обязательно сдавали госэкзамены. Вот и мне в этом году пришлось с этим столкнуться. Но нам “повезло”. В этом году вместо традиционных билетов нам ввели тестирование. Получилось, что именно наша группа стала “подопытными кроликами”, как первые выпускники школ 2004 года, когда ввели ЕНТ
Позади четыре года учебы в Карагандинском государственном университете на кафедре журналистики. Все эти годы в аудиториях меня практически не видели: знания закладывались опытным путем - на работе. Так что прочитанная в межсессионный период теория достаточно быстро вытеснялась суровой практикой. Незадолго до экзаменов преподаватели, сильно не напрягая ни меня, ни себя, выдали мне вопросы теста с уже готовыми ответами. Казалось бы, что может быть проще: три предмета по двести вопросов. А в экзаменационный тест и вовсе попадет лишь сто из них.
Я, как нормальный работающий студент, вспомнила о такой “ученой подсказке” лишь за три дня до экзамена. И выяснила, что, проработав почти четыре года в СМИ, я ничего и не знаю.
Первый вопрос. Аналитический жанр - это: а) заметка; b) отчет; c) фельетон; d) обозрение и e) пресс-конференция. Немного подумав, я все-таки склонилась к ответу, что это обозрение. Однако, посмотрев в ответ, который прилагался к тестам, я с удивлением узнала, что, по мнению составителей тестов, аналитический жанр - пресс-конференция.
Желание что-либо учить, честно говоря, поубавилось. Но подумала, что просто так не сдамся, решила просмотреть все тесты. В следующем вопросе опять обнаружилась ошибка. Преподаватели подсчитали, что карагандинский телеканал, на котором уже полгода идет заставка - “Пятый канал - 15 лет в эфире”, начал свою работу в 2000 году. С такой же небрежностью назывались и новостные программы: я три года проработала в программе “Новости”, чтобы из университетских тестов узнать, что ее название - “Время”.
Еще один интригующий вопрос: имя собственного корреспондента “Хабара” в Караганде. Без раздумий поставила галочку - Владимир Магай (общаюсь с этим человеком несколько лет). Но и тут промашка - в ответах числится некий Джанибеков. Набрала в поисковике: а вдруг! Но нет, чуда не вышло: Google выдал летчика-космонавта Владимира Джанибекова и детского травмотолога-ортопеда Хасана Джанибекова.
Но самым неожиданным, на мой взгляд, вопросом оказался: “Как называлась передача, которую вел Леонид Парфенов?” Я уверена, что тысячи телезрителей скажут в один голос, что это была программа “Намедни”. Но доценты журналистики нашего университета обошли всех своими знаниями. Правильным оказался ответ: Парфенов не работает на телевидении. Но ведь вопрос-то был о прошлом именитого журналиста.
Подобные нелепости сподобили будущих дипломированных журналистов обратиться за комментариями к собственно авторам - преподавателям факультета. Вот тут-то и выяснилось, что преподаватель по тележурналистике эти тесты в глаза не видела, а кто их составлял, она и понятия не имеет. А потому была предельно честна: “Забудьте все, чему мы вас учили четыре года. Как написано в тестах, так и отвечайте, потому что программисты без разбора вбили в компьютер те ответы, которые есть и у вас. Ответите правильно - машина ответ не засчитает, и вы потом ничего не докажете”.
Уже в аудитории после торжественной речи председателя экзаменационной комиссии распечатали конверты с книжками-опросниками. И тут - накладка: книжек на всех не хватает. Минут через 15 непонятно откуда прибежали преподаватели, в руках - недостающие опросники. Откуда принесли эти книжки, неизвестно. Хотя по правилам конверты должны вскрываться на глазах у студентов.
В общем, экзамены все сдали тихо и без шума, зато на “отлично”.
Уже на следующий день я подошла к министру образования Жансеиту Туймебаеву с вопросом, кто отвечает за выпускные тесты госэкзаменов. На что он ответил: задания составляются внутри института, а “добро” дает ученый совет все того же учебного заведения. Министерство к этим тестам никакого отношения не имеет. Вот тут и возникает дилемма: с одной стороны, в нашей стране на каждом углу “кричат”, что образование нужно делать качественным и поднимать до “неземных” высот. С другой - наглядное незнание педагогами элементарных вещей. И тогда какой спрос с нас, молодых? Ведь во всех ошибках, что мы “никакие специалисты” и ничего не умеем делать, обвиняют нас, ссылаясь на нашу лень.
Астана |