|
Алан Байтенов
Легендарное место Тамгалы-Тас, что находится неподалеку от Алматы, давно стало излюбленным местом отдыха. Однако, несмотря на свою, казалось бы, открытость, оно до сих пор таит в себе множество тайн, недоступных простому обывателю по сей день. Секреты связаны с древними наскальными изображениями. Самое главное из них (то, что у всех на виду) изображение трех Будд, застывших на века в “алмазной позе”.
До сих пор происхождение наскальных рисунков Тамгалы-Тас овеяно тайной, следовательно, и версий много. Самая распространенная (конечно, народная) - изображение божеств не что иное, как работа современных мастеров, выполнена примерно в районе 60-70-х годов и приурочена к съемкам фильма “Козы Корпеш и Баян Сулу”. Сразу же скажем, что это миф, одно из упоминаний описания этих рисунков встречается в официальной литературе, датированной 1897 годом
Есть также и другие версии. Например, такая - примерно в Х веке во время остановки на реке Или буддийской миссии произошло землетрясение. При этом откололся огромный кусок скалы и упал на землю. Представители буддизма восприняли такое явление как знак свыше, который сообщал им о необходимости возвращения на родину, в Индию. Поэтому на камне и были высечены изображения Будды и загадочные надписи.
Сейчас, наверное, не будем вспоминать все существующие версии, упомянем лишь то, что в 1875 году Чокан Валиханов был там и даже сделал некоторые зарисовки. Позже, а именно в 1897 году, монголовед Алексей Позднеев в “Известиях Русского географического общества” дал описание надписей и рисунков. Также нам в руки попал материал этого же года, опубликованный исследователем Николаем Пантусовым, который работал в 1897 году в той же местности. Основываясь на данных этих материалов, мы предоставим вам уникальную возможность заглянуть за ширму тайн урочища Тамгалы-Тас.
Итак, как пишет Николай Пантусов, некогда в Тамгалы-Тас водилось огромное количество “съедобного” зверя. Не переводились фазаны, зайцы, кабаны, дикие гуси и дрофы. Конечно, сейчас в это трудно поверить, но в Тамгалы-Тас некогда специально приезжали охотиться. Так вот, согласно материалам этого исследователя, высота главного камня составляла 7,75 аршина, что примерно пять с половиной метров (аршин - 71,12 сантиметра).
Исследуя эту местность, Николай Пантусов расспрашивал местных жителей. Тогда как раз в том месте стояли “кочующие киргизы” (в то время так называли казахов). Он говорит, что кочующие крайне мало знают об этих наскальных рисунках, мол, слышали еще от своих предков, что их сделали калмыки еще до прихода казахов. Там же он приводит свою расшифровку названия Тамгалы-Тас, согласно которой на казахском это означает “камень со знаками”. То есть эта версия совпадает с современной трактовкой названия.
|
Тамгалы Тас хранит множество загадок |
Далее мы перейдем непосредственно к самим рисункам и надписям. И теперь будем обращаться к материалам Алексея Позднеева. По его мнению, срединное и самое крупное изображение относится к Будде, которого именовали монголы и джунгары как “дурбэн моторту Ария-бало”, что в переводе означает “четверорукий Ария-бало”. Тибетцы это божество называют “Т’угс-рчже-чен-бо”, или более обыкновеннее “Чжан-рай-сик”. Божество сидит в “алмазной позе” с передней парой рук, сложенных вроде как для молитвы. В тех руках, что на заднем плане, он держит хрустальные четки и цветок лотоса. “Чжан-рай-сик” вместе с другими божествами “Маньчжушри” и “Очир-вани” почитается у тибетских и монгольских буддистов как защитник ламаизма. Они дают им общее название “рин-сум-гом-бо”.
Под изображением “Чжан-рай-сик” имеется надпись: “аПагс-ба чжан-рай-сигс-ла на-мо Ом-ма-ни-пад-мэ хум Ом-ма-ни-пад-мэ-хум”. Что в переводе означает: “Покланяюсь святому Чжан-рай-сику. Ом-ма-ни-пад-мэ-хум Ом-ма-ни-пад-мэ-хум”. Шестизначная формула “Ом-ма-ни-пад-мэ-хум”, по мнению исследователя, имеет значение заклинания и свойство “охранительной формулы”, используемой у ламаистов.
По правую руку “Чжан-рай-сик” расположен еще один рисунок Будды “Сакъямуни”. Расшифровку значения этого рисунка исследователь не дает, однако есть перевод надписи, что находится под ним: “сан-чжай-ша-чжа-туб-ба-ла-на-мо”, что означает “Поклоняюсь Будде Сакъямуни”.
Третье божество, что находится по левую сторону от центрального рисунка, по мнению Алексея Позднеева, принадлежит “Ман-ла”, “божеству врачевания”. Вообще “Ман-ла” имеет свое специальное имя “Бэ-ду-рья-и-од-чжи-чжал-бо”, что означает “владыка лазурикового цвета”, отчего он на рисунках изображен с синим лицом. Это божество на наскальном рисунке держит в левой руке закрытую на замок патру (патра - монашеская чаша для подаяний - символизирует отречение от мирской жизни).
В левой руке божество держит исцеляющий все болезни плод “гСэр-мДог-А-ру-ра”, то есть “золотой миробалан”. К сведению, это растение чрезвычайно ценится в тибетской медицине. Плоды этого растения очень часто рисуются с Буддой, который, в свою очередь, считается отцом медицины. Также под рисунком есть надпись “Сан-чжай-ман-чжи-хла-ла-на-мо”, что означает “Покланяюсь Будде Манла”.
Конечно, в материалах исследователей даны все упоминания о Буддах, изображенных на скалах в той местности, но отображения многих уже безвозвратно потеряны. В первую очередь свою лепту вносят ветер и солнце. Однако об основных, то есть наиболее крупных и хорошо сохранившихся, мы попытались вам рассказать. Кстати, еще в то время исследователи были озабочены проблемой исчезновения бесценных памятников. Так, Николай Пантусов писал: “Единственный враг их - время, от времени, от разных атмосферических причин грозит выветривание и разрушение этих камней, что наблюдается и теперь”.
Но, как показала последняя экспедиция к месту, по всей видимости, три основных рисунка и сопровождающие их надписи были обновлены, теперь их видно четче. Более того, место огорожено и оборудовано специальными поручнями. А вот здесь нас начинает одолевать смешанное чувство, что, с одной стороны, скорее всего, безвозвратно потеряна возможность сделать углеродный анализ и точно датировать наскальные изображения, а с другой - памятник вроде как находится под вниманием и опекой. |