|
Анна Шелепова
В Атырауской области 25 мая закончилась путина. В этот период рыба осетровых пород идет на нерест в верховьях Урала. Браконьеры, карауля нужный момент, тоже заметно активизируются.
Корреспонденты “НП” вместе с морскими пограничниками вышли в Каспийское море. Два дня мы были в рейде, “тралили”, как говорят здесь, Урал и Каспий
Пираты Каспийского моря
Как местные “бракаши”, так и чужаки перекрывают километровыми сетями и снастями осетру, белуге и севрюге дорогу во время путины.
Увы, часто во время погони догнать суда “бракашей” не удается. Техника инспекторов, морских пограничников, полиции и рыбоохраны уступает по своим техническим характеристикам браконьерской. Браконьеры вооружаются мощными судами и даже... автоматами Калашникова. До сих пор продолжается расследование августовской перестрелки между пограничниками и браконьерами в Каспийском море.
Ночью 14 августа прошлого года пограничный корабль воинской части погранслужбы открыл огонь по браконьерской байде с четырьмя рыбаками. Двое рыбаков погибли. Позже выяснилось, что они были жителями поселка Жанбай. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статье 376 “Нарушение правил несения пограничной службы”. Участники событий излагали противоположные версии случившегося. Выжившие рыбаки утверждали, что работают на старейшем городском предприятии “Атыраубалык” и, стало быть, лов вели на законных основаниях, а катер беспричинно открыл по ним стрельбу.
Военные, наоборот, заявили, что с байды стреляли первыми. Впоследствии руководство “Атыраубалык” официально опровергло информацию о принадлежности рыбаков к их предприятию, тем более, лов в это время на Каспии был запрещен.
В настоящее время следственные мероприятия еще не завершены, ожидаются результаты химической и баллистической экспертиз, в море проведен следственный эксперимент.
Куандык Карасаев, командир воинской части 2201 пограничной службы КНБ РК, сопровождающий журналистов во время рейда, полностью уверен в правоте пограничников: “Браконьеры открыли огонь первыми. Они стреляли по нашему кораблю, а наш корабль лишь открыл ответный огонь.
Родители погибших браконьеров подали иск на командира корабля. Они хотят крови, хотят посадить офицера. Мы его защищаем и уверены в правомерности его действий. Поскольку, согласно закону, в ночное время в пограничном пространстве никакого судоходства не должно быть”.
Кстати, после каспийского инцидента в Мангыстау приняли решение сформировать отряд профессиональных снайперов, которые будут нести службу в пограничных патрулях на катерах и вертолетах. Если браконьерская лодка после предупредительных выстрелов в воздух не остановится, снайперам разрешено открывать огонь. Только целиться приказано исключительно по движкам для принудительной остановки.
Для противодействия браконьерству на Каспии и Урале во время нынешней путины было задействовано множество структур: полиция, инспекция транспортного контроля, рыбоохрана, департамент внутренних дел Атырауской области, пограничная служба КНБ Республики Казахстан, департамент таможенного контроля, финансовая полиция, действующие в одной упряжке во время оперативно-профилактической операции “Бекире-2009”. Общим координатором операции по борьбе с браконьерами был ДКНБ Атырауской области. Параллельно пограничными ведомствами Казахстана, России и Азербайджана проводились совместные мероприятия “Даулпас”.
Операция была нацелена на выявление, предупреждение и пресечение незаконной добычи, оборота и контрабанды осетровых и других видов рыбы и соответствующей продукции. Тем более что в последние годы участились пиратские набеги браконьеров соседних государств, в частности, из России, Азербайджана, Дагестана и Калмыкии, на казахстанскую территорию.
Они организуют целые группировки по добыче осетровых. Если в 2003 году правоохранительными органами в Атырауской и Мангыстауской областях пресечена деятельность 11 браконьерских групп, организованных иностранцами, то в 2004 году - 16, в 2005 году - 28, а за 9 месяцев 2006 года - уже 27.
Причем нелегальные ловцы рыбы за последние годы стали значительно лучше экипированы. В их распоряжении современные приборы спутникового наведения, быстроходные катера и лодки с мощными подвесными моторами. Впрочем, абсолютно такие же черные байды стоят вдоль берегов Урала - у домов местных жителей.
Эти дома видны сразу - они многоуровневые, возле них припаркованы дорогие джипы и эти самые байды стоимостью 30 тысяч долларов. Понятно, что простой рыбак не позволит себе приобрести такую лодку, не говоря уже о недвижимости и автомобилях. Однако доказать ничего невозможно. За руку, как говорится, никто не ловил.
И хотя только за время нынешней путины пограничники задержали более 40 нарушителей режима госграницы, на них наложены лишь административные штрафы в размере 116 тысяч тенге.
- В основном это были представители кооперативов и ТОО, которые имеют разрешение проводить промышленный отлов морепродуктов, но не соблюдают порядок оформления документов, - прокомментировал собеседник.
|
Браконьеры перекрывают рыбе путь на нерест |
Берег затонувших кораблей
В Атырау произошел беспрецедентный случай - одновременно ушли под воду шесть браконьерских судов! Случилось это два года назад. Тогда на месте катастрофы работали спасатели МЧС. Они извлекли из воды 200-литровые металлические бочки с дизельным топливом. А мачты затонувших кораблей торчат из воды по сей день. Это нерукотворное творение здесь прозвали “Надгробные памятники браконьерам”.
По словам Куандыка Карасаева, потонувшие суда принадлежали азербайджанским браконьерам и находились под арестом.
К причалу речного порта конфискованные ПТС (промыслово-транспортные суда. - Прим. авт.) встали на прикол в ноябре 2007 года. За суровую зиму они вросли в метровый лед. Обколка льда не производилась. А резкое потепление вызвало подвижку ледяной массы, в результате чего, возможно, и произошло разрушение обшивки кораблей. И целую флотилию постигла судьба “Титаника”...
Кстати, как говорят сотрудники речного порта, где затонули ПТС, в те годы службы рыбоохраны и водной полиции привозили из рейда толпы дагестанских и азербайджанских “бракашей” (по 25-30 человек за раз).
Граница под замком?
- Увы, в Атырау браконьерство, несмотря на предпринимаемые меры пограничной службы, рыбинспекции и УВД на реке Урал и на северном побережье Каспия, продолжается, - рассказывает Куандык Даниярович. - Мы постоянно вытаскиваем браконьерские снасти (длинные веревки, к каждой из которой прикручено по сто мощных крючков). Мы проводим ежедневные траления (способ обнаружения браконьерских сетей, когда в воду забрасывают железную палку (трал) и цепляют сети) с сотрудниками ДВД Атырауской области и недавно созданным природным резерватом “Акжайык”. В результате за время путины только морскими пограничниками протралено более 24 километров сетей.
На сегодняшний день выставлено три пограничных поста - на выходе из Урало-Каспийского, рыбоходного и судоходного канала, где прежде беспрепятственно передвигались маломерные суда с разными целями. Теперь же все передвижения фиксируются и строго контролируются морскими пограничниками. Участок реки Урал вычищен от браконьерских снастей. Сети сжигаются на глазах горожан. Россия уже объявила мораторий на ловлю осетровых, вслед за ней мораторий планирует ввести и Казахстан.
Постепенно оснащение инспекторов улучшается, правда, скорее благодаря личной дружбе, чем помощи государства. Защищать границы помогают частники. Куандык Карасаев отметил стремление руководителей, например, АО “Атыраубалык” помочь пограничникам в борьбе с браконьерами. Руководством старейшего завода морским пограничникам была подарена брандвахта, “рыбница” - плавсредство для стоянки судов, а также сейчас заканчивается передача в безвозмездное пользование трехэтажного плавзавода для размещения управления штаба части, средств связи и стоянки пограничных кораблей.
Алматы - Атырау - Алматы
Справка “НП”
Браконьеры, или “бракаши”, как их называют в Атырау, - чаще всего это местные жители, которые рыбачат в местных водах целыми поколениями. И за свой “трудовой стаж” привыкли иметь добрый доход. К примеру, от продажи икры одной белуги можно заработать до 8 миллионов тенге. С годами бизнеса на икре у “бракашей” везде появились свои люди. Они беспрепятственно транспортируют икру в Европу и страны СНГ. С “крышей” работают 50 на 50. Килограмм икры в Атырау стоит от 60 тысяч тенге. А за границу продают ее в среднем в три раза дороже. |