ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Казахстан растет в цене Исследования

Елена Пак
Недавно Европейское сообщество выработало новую стратегию в отношении Центральной Азии. Запад наш регион интересует в первую очередь в контексте энергетических ресурсов - это в общем. Детализировал же этот интерес аналитик МИД Великобритании Алан Парфитт

- Казахстан играет все более значимую роль как поставщик энергетических ресурсов для многих стран, в том числе членов ЕС. Как Вы считаете, какие перспективы существуют для выработки новых подходов в политике Казахстана, обеспечивающей энергетическую безопасность и установление долгосрочных договоренностей?
- По моему мнению, сейчас как раз наступил такой интересный период, в том смысле, что мир во многом может измениться в пользу вашего государства. Здесь я имею в виду, в первую очередь, возможные сдвиги во взаимоотношениях между США и Ираном. Если этот процесс пойдет в нужном русле, как мы все надеемся, это может открыть большие альтернативные возможности для экспортного направления казахстанской нефти и газа на юг, которые, по понятным причинам, на сегодняшний день являются достаточно проблематичными.
По этому направлению следует ожидать возможных сдвигов к лучшему при условии, что небезызвестный ядерный вопрос с Ираном может быть благополучно разрешен. Если это произойдет, для Казахстана это будет иметь весьма положительные последствия.
Второе перспективное направление - это возрастающие потребности Китая в казахстанских энергоресурсах и наличие все большего рынка сбыта в китайском направлении для вашей страны и для других производителей энергоресурсов Центральной Азии. Не случайно ваш президент недавно побывал с визитом в Пекине.
Насколько удастся реализовать те стратегические возможности, которые могут приоткрыться для Казахстана в ближайшей перспективе, это отчасти политический вопрос, и, конечно, должны быть согласованы все коммерческие условия. Немаловажную роль будут играть ваши компании, в частности, “КазМунайГаз”, а также другие инвесторы - китайские, западные, российские, ведь известно, что российские компании занимают достаточно крупную долю на вашем рынке. То есть картина может значительно измениться, и Казахстан может воспользоваться такими преимуществами, которыми ваша страна и так пользуется достаточно успешно за счет своего удачного географического расположения в качестве поставщика как на западные направления, так и на восточные, а теперь, не исключено, и на южные.
alt
Наш регион интересен Западу в качестве поставщика энергоресурсов
- В 2005 году Великобритания и Казахстан подписали меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики, который предусматривает укрепление двустороннего сотрудничества в таких областях, как улучшение условий ведения бизнеса и инвестиций, совершенствование практик управления и поощрение прозрачности в нефтегазовой отрасли, расширение сотрудничества и взаимодействия между энергетическими секторами двух государств. Удалось ли, на Ваш взгляд, достичь этих целей?

- Я склоняюсь к тому, чтобы рассматривать этот документ как долгосрочный, который представляет собой рамочную базу для сотрудничества между Великобританией и Казахстаном в конкретном секторе. Мы же понимаем, что наши компании, которые уже достаточно давно работают на вашем рынке, пришли надолго, речь идет о крупных долгосрочных инвестиционных проектах, таких, как Кашаган, Карачаганак, Каспийский трубопроводный консорциум.
Естественно, правительство хочет максимально способствовать продвижению интересов наших компаний, но в то же время, чтобы они также отвечали коммерческим и политическим интересам обоих государств. Так что я рассматриваю меморандум в более широком контексте - как вклад правительств обеих стран в развитие общего положительного фона для ведения бизнеса британских компаний здесь, в Казахстане, и, не исключено, в дальнейшем для развития казахстанского бизнеса в Великобритании.
Я знаю, что по линии британского департамента торговли и индустрии с тех пор, как был подписан меморандум, налаживаются и развиваются постоянные контакты, направленные на реализацию тех целей, которые были изложены в документе. То есть это долгосрочный процесс. Я считаю, что начало положено достаточно обнадеживающее.
- Какие специфические особенности Вы можете отметить во взаимоотношениях в сфере энергетики между нашими странами?
- Я бы остановился на крупных проектах, которые осуществляют наши инвесторы. Фактически уже представлены наши крупные компании в виде Shell, BG, они участвуют в разработке Карачаганака, Кашагана, и наше внимание приковано к успешной реализации этих проектов.
Возвращаясь к началу нашего разговора, скажу, что Казахстан является для нас стратегически важным партнером потому, что в следующем десятилетии он должен играть все более возрастающую роль в качестве поставщика энергоресурсов. Поэтому мы тоже с интересом смотрим на процесс диверсификации экспортных маршрутов из Казахстана и считаем, что это правильная политика - обеспечение выбора возможных путей доставки ваших природных богатств на внешние рынки.
Мы в этом, естественно, заинтересованы и считаем, что это идет на пользу развития глобальных энергетических рынков вообще и, в большей степени, надежности поставок энергоресурсов на европейские рынки.
- Как Вы оцениваете перспективы интеграции центральноазиатских стран и какую роль может сыграть подобная интеграция в развитии отношений с Великобританией?
- Интересы Великобритании в этом плане заключаются, в первую очередь, в обеспечении стабильности в этом регионе. Я считаю, что это взаимный интерес всех сторон, мы так же обеспокоены, как и страны этого региона, возможным проявлением нестабильности с юга, со стороны Афганистана. Есть небезызвестный вопрос транзита наркотиков на внешние рынки, в том числе и на наши, все это приводит к тому, что мы наравне с правительствами этого региона заинтересованы в том, чтобы были обеспечены стабильная обстановка и безопасность, чтобы регион мог реально бороться и противодействовать угрозам.
На наш взгляд, интеграция может сыграть в этом плане существенную роль, и, собственно, недавно принятая стратегия ЕС по Центральной Азии как раз строится на принципе содействия интеграции в целях повышения способностей государств региона бороться с этими угрозами в регионе. До какой степени на сегодняшний день удается успешно реализовать поставленную цель интеграции в Центрально-Азиатском регионе - другой вопрос.
Как всем известно, существует достаточно спорный момент, так называемое яблоко раздора между некоторыми странами региона, в частности, по водно-энергетическим вопросам. Я пока не вижу конкретной перспективы в краткосрочном плане по возможности собрать политическую волю, чтобы найти компромиссное решение по гидроэнергетическим проектам между странами региона. Насколько я могу судить, у Казахстана и у некоторых других такая воля есть, вопрос в том, чтобы выйти на одинаковую степень политической готовности среди пяти стран. К большому сожалению, к этой стадии мы еще не пришли.
- Может быть, в таком случае идея создания единого энергетического рынка ШОС (и общего транспортного коридора), с которой выступил в конце прошлого года премьер-министр Казахстана, достаточно расплывчата?
- Да, на мой взгляд, действительно есть потребность большей конкретики, что все-таки вкладывается в понятие единого энергетического рынка, в том числе между такими крупными державами, как Россия и Китай, которые являются членами ШОС. Я не совсем понимаю, как такой рынок мог бы работать здесь, между столь разными странами с разной степенью развития энергетической инфраструктуры и на разной стадии либерализации домашних энергетических рынков.
На мой взгляд, потребуется достижение единого уровня либерализации соответствующих национальных рынков перед тем, как вести речь о создании реального единого рынка между странами ШОС. Если имеется в виду рамочная концепция для способствования сотрудничества между странами в общем плане, то идея, собственно, не новая. Здравый смысл в этом есть, но на сегодняшний день вопросы создания новых маршрутов и новых инфраструктурных объектов решаются между крупными игроками ШОС на двустороннем уровне, и насколько это совместимо с картиной создания реального единого пространства и рынка - для меня до сих пор спорный вопрос.
Более того, не надо упускать из виду то обстоятельство, что одно из ключевых в этом плане государств Центрально-Азиатского региона, Туркменистан, в эту организацию до сих пор не входит, что еще больше осложняет создание реального действенного механизма в создании энергетического пространства в рамках этой организации с существующим на сегодня членством.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение