|
Алан Байтенов
На этой неделе правительство утвердило Концепцию модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и Комплексный план по ее реализации на 2010-2014 годы. Основной целью реформы, как не раз подчеркивал заместитель премьер-министра Серик Ахметов, является повышение инвестиционной привлекательности ЖКХ
Привлечение частного капитала в эту сферу чрезвычайно важно. Так, согласно программе, вложить в эту отрасль в течение 5 лет планируется примерно 300 миллиардов тенге, 100 из них предполагают взять “на стороне”.
Естественно, проблемы в области ЖКХ накапливались на протяжении не одного десятка лет, следовательно, этих денег и 5 лет, в принципе, не хватит, чтобы залатать все имеющиеся дыры. Это, кстати, признал и сам Серик Ахметов, опять-таки сделав упор на повышение инвестиционной привлекательности ЖКХ как отрасли: “Конечно, этих денег и времени не хватит, однако никто и не ставит вопрос о том, чтобы полностью финансировать эту программу за счет государственного или местного бюджетов. Мы ставим вопрос о том, что коммунальный сектор, то есть ЖКХ, это большая отрасль в экономике. Поэтому мы будем развивать в этом секторе государственно-частное партнерство. Тем более что более 90 процентов коммунальных предприятий находится в частной собственности. То есть сегодня задача государства влиять на инвестиционную привлекательность этого сектора”.
В ходе заседания правительства были озвучены и другие интересные вещи. Например, до сих пор, по словам господина Ахметова, термин “ЖКХ” не был определен законодательством. “Поэтому традиционное содержание ЖКХ было расширено понятиями “благоустройство и содержание объектов и территорий населенных пунктов” и “содержание общего имущества жилищного фонда и обеспечение безопасности условий проживания”. Также было предложено разработать специальный закон, который бы и регулировал деятельность этой отрасли.
Серик Ахметов заявил, что под закон будет создано специальное агентство, которой займется координацией работы всех организаций, связанных с ЖКХ. По сути, в Казахстане намерены создать некий орган, который будет курировать все государственные и квазигосударственные структуры в отрасли, которые, кстати, до настоящего момента находятся в компетенции региональных акиматов.
То есть фактически агентство станет неким надакиматовским органом, дублирующим его функции и распределяющим средства. Этакий “Самрук-Казына” коммунального масштаба. Зачем такой орган нужен и почему нельзя решить данный вопрос целевыми трансфертами из республиканского бюджета, вице-премьер не сообщил.
|
В отрасль жилищно-коммунального хозяйства планируется вложить 300 миллиардов тенге |
Зато сказал, что причина создания специального закона и концепции продиктована жесткой по своему содержанию цифирью. Так, например, жилищный фонд страны насчитывает порядка 2 миллионов домов общей площадью более 260 миллионов квадратных метров. Так вот, почти 32 процента площади жилья требуют серьезного ремонта, а порядка 4 миллионов “квадратов” вообще нуждаются в сносе. Как показывают исследования, они попросту небезопасны для дальнейшего проживания.
В эту же неутешительную статистику докладчик влил еще огромную порцию неприятных известий - 60-75 процентов составляет износ коммунальных сетей, отчего потери составляют примерно 25 процентов. Сюда относится практически все необходимое для жизнеобеспечения - вода, свет и газ. Это, конечно же, сказывается и на формировании тарифов. “В итоге это касается всех без исключения жителей всех населенных пунктов нашей страны и подавляющего количества организаций”, - подытожил Ахметов.
Кстати, власть имущие настолько серьезно занялись этой проблемой, что было даже предложено создать НИИ, которое занималось бы поиском решения вопросов, возникающих в этой области. А пока решено всех проживающих на 4 миллионах аварийных квадратных метрах, что определены под снос, расселить по домам, строящимся по государственной программе жилищного строительства. Тем самым, вполне возможно, обеспечивается также и перспективное будущее самой программы социального жилья. Ну а если его не хватит на всех, то что-то можно достроить, опять-таки с привлечением, по всей видимости, и государственных, и частных средств.
А глава Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев в развитие темы реформирования ЖКХ предложил создать реальную конкуренцию в среде КСК и кондоминиумов. Кроме того, он предложил также пересмотреть механизм ответственности за систематическую неоплату коммунальных услуг: “Нормы Гражданского кодекса, согласно которым на неплательщиков можно подать в суд, на сегодняшний день недостаточно эффективны. В этой связи необходимо рассмотреть возможность упрощения порядка рассмотрения в суде заявлений о взимании задолженностей по коммунальным услугам. Также я считаю целесообразным законодательно конкретизировать механизм такой непопулярной меры, как изъятие жилища из собственности у лиц, систематически не производящих оплату за его содержание”.
Астана |