Алла Иванилова
Местные исполнительные органы неудовлетворительно занимаются сельскохозяйственными делами. В Минсельхозе не находят никакого другого оправдания такому бездействию, кроме как “нехотение”
Министерство сельского хозяйства перестраивает деятельность своих территориальных подразделений с тем, чтобы поднять роль их инспекторской работы до уровня международных стандартов. Так, территориальные подразделения должны стать инспектирующими органами, а не надзирающими.
После децентрализации исполнительной власти, которая активно проводилась три года назад, все полномочия по таким мероприятиям, как ветеринария, племенное животноводство, защита и карантин растений, государственная инспекция в земледелии, были отданы местным исполнительным органам. Однако, как показывает ситуация, на местах до сих пор не осознали, какой груз ответственности на себя взяли.
Только в прошлом году территориальные инспекции Минсельхоза направили 1274 письма в акиматы. “Петиции” касались самых различных вопросов и проблем. Однако отправителем было получено только 355 ответов. Акиматы различных уровней Жамбылской области на 17 писем не представили ни одного ответа. В Павлодарской области на 53 письма получено всего 2 ответа, в Карагандинской области на 257 писем - 16 ответов.
Министерство сельского хозяйства не намерено “вечно писать” и умолять местные органы устранить недостатки. В ведомстве решили: пора принимать жесткие меры.
Между тем в регионах складывается чуть ли не катастрофическая ситуация. Существует угроза широкого распространения таких социально опасных болезней, как бруцеллез животных, вследствие передержки больного скота из-за несвоевременной сдачи на убой и отсутствия учета за перемещением животных. Так, из-за отсутствия убойных пунктов в Восточно-Казахстанской области на передержке находится 686 голов, в Кызылординской области - 46 голов.
В последние годы широкое распространение получило бешенство среди сельскохозяйственных и диких животных. В 2007 году зарегистрировано 117 очагов болезни, а в 2008 году - 62. Основными источниками распространения заболевания являются домашние и дикие плотоядные.
В некоторых областях местные исполнительные органы к проведению ветеринарных мероприятий проявляют формальное отношение и не выделяют никаких средств на строительство скотомогильников и убойных пунктов. К их числу относятся акиматы различных уровней Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Актюбинской, Жамбылской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.
Не на должном уровне проводится работа по идентификации животных в Атырауской, Жамбылской и Мангыстауской областях. Согласно статданным, в Жамбылской области идентификация животных выполняется на сто процентов, однако в прошлом году при комиссионной проверке установлено, что на самом деле выполнение этой работы составляет не более 30 процентов. Подобная ситуация и в других областях.
Не лучшим образом обстоят дела в растениеводстве. Инвентаризация выявила, что на сегодняшний день не захоронено 105,1 тонны пестицидов. Это создает прямую угрозу для окружающей среды.
Из республиканского бюджета областям ежегодно выделяются средства для проведения мероприятий по карантину растений. Однако не все регионы считают необходимой данную процедуру. На карантин растений лишь в двух областях предусмотрены средства - в Западно-Казахстанской и Карагандинской.
Сейчас в регионах ведутся весенне-полевые работы. В Минсельхозе предупреждают, что по их окончании будет проверяться достоверность посевной площади, сбора урожая, целевое использование субсидий. Чиновники обещают: будет поставлен заслон для всякого рода приписок.
Астана |