|
Константин Маскаев
Сборная Казахстана по альпинизму - в шаге от завершения программы “Казахстанцы на высочайших вершинах мира” и уже месяц ведет подготовку к решающему штурму
Группу “Снежные драконы” ведет
Максут Жумаев. Альпинистам предстоит пройти траверс двух восьмитысячников - Лхоцзе и Эвереста. Но основная задача сборной - восхождение на Лхоцзе. Тогда казахстанцы смогут известить мир, что им покорились все 14 высочайших вершин планеты. Пока в копилке сборной не хватает этой одной вершины.
Есть у экспедиции и такая заманчивая задача: пройти траверс Лхоцзе - Эверест, который ранее никем не был пройден. Как сообщает сайт mountain.kz со ссылкой на главного тренера команды Ерванда Ильинского, на данном маршруте неизвестны два участка - спуски с Лхоцзе на седловину Эвереста и с вершины Эвереста по маршруту югославов и американцев.
Ходили они там несколько десятилетий назад. Описания, соответственно, были сделаны тогда же. За это время рельеф многократно менялся, и что ждет наших спортсменов на этих участках сегодня, неизвестно.
До высоты 7800 метров маршруты на Лхоцзе и Эверест совпадают. Дальше одна группа будет обрабатывать ветку на Эверест, другие спортсмены будут работать в сторону Лхоцзе. Ильинский уверен, что к траверсу готова вся команда, но из тактических соображений пойдут только самые опытные. Группе предстоит четыре-пять ночей провести на высоте около 8000 метров.
Во время передышек Максут Жумаев вспоминает, как все начиналось, и подробно описывает экспедиционные будни.
Максут: “Почти в каждом населенном пункте, где мы останавливались, был выход во Всемирную сеть. Цена за час Интернета растет по мере набора высоты. Самая нескромная цена - в лоджии Горакшеп (5100 метров) - составляет 3000 тенге за час. По приходу в базовый лагерь оборудовали площадки под палатки. Работа спорилась. Для меня палатка - это родной дом, микромир, в котором можно отдыхать после тяжелых экспедиционных будней. Палатка должна олицетворять собой крепость, которая защитит от снегопада, ветра и солнечной радиации. Внутри палатки все имеет свое место - рабочий стол из коробки, фотографии любимой жены Оленьки и сына Исатая”.
Первый
акклиматизационный
выход
Как оказалось, ледопад Кхумбу не так страшен, как о нем рассказывают. С первых дней пребывания в базовом лагере все взгляды были устремлены на него. Кроме как на Кхумбу, смотреть больше не на что. Каждую ночь, начиная с 3 часов, мимо наших палаток двигаются альпинисты и шерпы. И если ночью приходится выходить из палатки, то в ледопаде можно увидеть реку “светлячков”. Это альпинисты, подсвечивая себе путь фонариками, идут сквозь ледопад в первый высотный лагерь.
Всего в ледопаде установлено более 20 лестниц: горизонтальные, наклонные, вертикальные. Ледопад с профессионально проложенными через него веревочными перилами. Обрабатывали ледопад шерпы, за эту работу каждый восходитель на Лхоцзе или Эверест заплатил по 450 долларов США.
Во время первого акклиматизационного выхода был сильный ветер, который мешал спать, сбивал с внутреннего слоя палатки конденсат, который ледовой крошкой сыпался на спальные мешки и лица альпинистов.
Рацион высотника
Все очень просто. При выходе из базового лагеря берется строгое количество продуктов, рассчитанное на определенное количество дней и участников. На завтрак берутся каши быстрого приготовления, на обед - два пакета супа, которые готовятся с одной банкой говяжьей тушенки, на ужин - два пакета корейской лапши, которые готовятся с одной банкой рыбных консервов. Чай, сухие соки, сухофрукты, конфеты и шоколад употребляются при каждом приеме пищи. И главное, мясо - сырокопченые деликатесы. Особое предпочтение отдается казы в вакуумной упаковке.
|
Команда |
Отдых
Успех альпинистского мероприятия напрямую зависит от организации отдыха. В казахстанской команде релаксационно-восстановительный период налажен на отлично. После акклиматизационного выхода в базовом лагере альпиниста ждет полноценная еда и 24 часа свободного времени.
Просыпаешься... на потолке палатки легкая изморозь, дыхание парит - все признаки зимнего морозного утра, когда просыпаться совсем не хочется. Ждешь солнца, укутавшись в пуховой спальный мешок. Как только серый купол полога палатки начинает золотиться, покинуть спальный мешок уже совсем не подвиг, и это правильно - шанс совершить подвиг в мирное время у нас еще будет.
Из палатки маршрут один - в столовую, в которой с раннего утра на столах уже стоят термосы с чаем и горячей водой.
По пути есть пара развилок - “по нужде”. Туалет снабжен пластиковой бочкой с полиэтиленовыми пакетами - для “большой нужды”. “Малую нужду” каждый справляет, где заблагорассудится. Позже пакеты с отходами жизнедеятельности людей вывозят вниз и утилизируют.
Завтрак подают в 8.30, и когда команда собирается в столовой палатке, то обычно подолгу засиживается за столом. Разговоры и дискуссии обо всем, только не о горах.
После обеда альпинисты собирают снаряжение, высотные продукты для акклиматизационного или штурмового выхода. В свободное время - чтение книг, Интернет, походы в гости. После ужина всей командой просматриваем художественные фильмы.
|
“Улица” к небу |
Второй
акклиматизационный
выход
Когда плохая погода вносит коррективы в график выходов в высокогорную зону - это норма. Но когда обрушение сераков в ледопаде делает невозможным выход в 1-й лагерь, все восходители в базовом лагере Лхоцзе - Эверест становятся заложниками ледопада Кхумбу. Вот и 21 апреля запланированный выход был сорван.
Cильный грохот в ледопаде в полночь ничего хорошего не предвещал. Мы проснулись в пятом часу утра. В ледопаде, как обычно, - живая вереница “светлячков”, многие группы альпинистов и шерпов вышли ночью из базового лагеря в лагерь №1. Нам сообщили, что все, кто сейчас в ледопаде, срочно возвращаются в базовый лагерь. В верхней части ледопада - обрушение многотонных сераков, разрушено более 200 метров обработанной части ледопада. А это - порванная нитка веревочных перил, покореженные алюминиевые лестницы... Выход сорван.
Альпинисты разных стран спускались вниз, а шерпы, наоборот, шли наверх, чтобы восстанавливать путь через ледопад. На следующий день выход состоялся. Казахстанская команда совершила рывок из базового лагеря (5300 метров) во 2-й высотный лагерь (6500 метров). Перепад высоты - 1200 метров. Зарубежные альпинисты предпочитают разделять подобные переходы на две части. На следующий день по совместной договоренности на обработку маршрута до 3-го лагеря вышли шерпы международных экспедиций, и только альпинисты одной страны вышли на обработку с ними. И эти альпинисты - спортсмены Казахстана!
Участок маршрута от 2-го до 3-го лагеря технически самый сложный. С высоты 6800 метров начинается снежно-ледовый склон крутизной от 35 до 45 процентов. Путь в основном пролегает по льду, почти весь снег сдуло.
25 апреля первая группа перенесла палатку лагеря №3 на высоту 7400 метров - удобная высота, с нее оптимально безопасно идти до 4-го штурмового лагеря. Вторая группа установила 3-й лагерь на высоте 7300 метров. И все это не спонтанно. График и тактика восхождения готовятся задолго до начала самого восхождения. Высоты лагерей, установка их по дням - это опыт прошлых восхождений. Главное - в переходах между лагерями не переработать! Ведь есть мнение: выше 7000 метров надо ходить, сохраняя резерв функциональности, потому что это залог здоровья и жизни альпиниста.
30 апреля - СМС от Максута: “Все три группы в 3-м лагере, но на разных высотах. 1-я группа - на 7400 метров, 2-я группа - на 7310 метров, 3-я группа на 7300 метров. Погода резко изменилась, идет снег”.
1 мая команда разделилась на две группы, первая сделала заброску на южное седло, вторая установила 4-й штурмовой лагерь (7900 метров) на Лхоцзе.
2 мая. Третий акклиматизационный выход стал решающим, и сейчас все группы готовы предпринять штурм вершин Лхоцзе (8516 метров) и Эверест (8848 метров). В тактическом плане он является решающим и заключительным этапом в акклиматизации и подготовке промежуточных лагерей. Как правило, с установкой штурмового лагеря в промежуточных лагерях депонируется все необходимое, даже с небольшим запасом.
Естественное желание - идти на вершину, максимально облегчив рюкзак. Поэтому в третий выход берем с собой утепленные брюки и пуховые куртки. Взяли только самое необходимое и, разделившись на двойку и тройку, вышли наверх. Одна группа из двух альпинистов устанавливает четвертый штурмовой лагерь в направлении вершины Лхоцзе. Вторая группа из трех альпинистов выходит на южное седло между вершинами Лхоцзе и Эверест. Задача выхода проста - максимально подготовить маршрут для траверсантов.
Заброска продуктов, часть скального снаряжения немного облегчит работу на траверсе. Нет смысла нести через большой восьмитысячник то снаряжение и продукты, которые пригодятся только на Эвересте. Ведь, по планам, через вершину Лхоцзе необходимо будет нести палатку - 6 килограммов, скальное снаряжение - 4 килограмма, 150 метров веревки и высотные продукты на 3 дня на 5 человек - это примерно 3 килограмма плюс общественное и личное бивачное снаряжение.
Надо сохранить еще силы для восхождения на Эверест. Но самое главное - это сберечь запас сил на спуск! Знаю одно, главное - это поймать недельное окно из более или менее стабильно ходячей погоды.
Сделана заброска на южное седло. Вся команда, спустившись в базовый лагерь, приняла решение спускаться в лесную зону. Спросите, есть ли смысл спускаться вниз, а потом подниматься? Да, смысл есть, почти вся команда страдает высотным кашлем из-за сухого, морозного высотного воздуха. Условия гипоксии не ускоряют процесс выздоровления, и потому спуск в зону лесов пропишет любой врач. Поэтому вся команда ушла вниз в селение Динг Боче на высоту 3700 метров. Там растут рододендроны, цветут горные цветы.
После 2-3 дней отдыха они снова поднимутся в базовый лагерь, путь займет 2 дня. Показателем хорошего отдыха является желание идти в горы. Пока стойкого желания идти на штурм нет, но впереди еще 3-4 дня отдыха.
За время нашего пребывания под Эверестом изменилось все! Изменились и лица альпинистов - они стали загорелые, обветренные, появились высотные морщины, остался только блеск в глазах. Возможно, это блеск от солнечного ожога, а возможно, это огонь желания взойти на вершину.
Самое ценное, что у нас есть, - это наша жизнь, такая хрупкая. Поэтому нам надо быть сильными духом и телом. Что и говорить, за 20 дней ледник Кхумбу растаял почти на метр. Но мы - сборная команда РК по альпинизму - не сахарные, не растаем! Впереди задача, и ее надо выполнить! В нашей команде почти все спортсмены СК ЦСКА МО РК, а в армии приказы не обсуждаются.
5 мая ранним утром в гости к казахстанской экспедиции пришли друзья, которые проделали длинный путь из Алматы с одной лишь целью: поддержать сборною команду РК по альпинизму. В числе гостей: ЗМС по альпинизму Л. Савина, врач А. Чечуло, журналист Адам Капаров, руководитель группы Алексей Распопов. Идейный вдохновитель и генеральный спонсор экспедиции Нурлан Смагулов, к сожалению, не смог лично поддержать своим визитом. Но передал гостинцы: казы, курт и сало. После совместного завтрака дорогие друзья из родного города Алматы ушли обратно. Еще одна хорошая новость: в казахстанский базовый лагерь курьер DHL из Катманду принес почту!
К обеду приходила Герлинда Кальтенбрунер со своими друзьями, обсуждали планы совместного восхождения на вершину Лхоцзе (8516 метров). От казахстанцев ждут, что они первыми обработают маршрут до вершины.
13 мая 14.30 по алматинскому времени - смс от Максута: “Благополучно добрались до лагеря №3. Наша команда вышла из базового лагеря, наверх пошла также и команда из США. На следующий день был шторм. Ранний выход и уже к 12.00 наша первая группа дошла до лагеря №3. Американская команда вышла позже и им пришлось вернуться. Погода нестабильная, на лагерь налетают облака. По данным из базового лагеря: на горе сейчас только Казахи”. |