Зарина Абденова
Человеческая цивилизация, в том виде, в котором она сейчас существует, будет демонтирована через 20-30 лет, а возможно, и раньше. Такова точка зрения ряда широко известных и уважаемых геологов, физиков и инвестиционных банкиров. Причиной послужит то, что мы исчерпаем запасы дешевых энергоносителей, без которых невозможна работа большинства промышленных производств и экономики в целом. Подобные прогнозы дают основания полагать, что настало время и Казахстану задуматься над созданием государственного резерва нефти по примеру формирования Национального фонда РК
Американский опыт
Для примера создания госрезерва нефти стоит обратить внимание на американский опыт. В этой стране формирование стратегических запасов черного золота позволяет не только обезопасить себя в случае перебоев энергетического сырья, но и влиять на цены на мировом рынке. Сегодня нефтяной резерв США является крупнейшим в мире и составляет около 100 миллионов тонн (733 миллиона баррелей нефти). Нефтяные резервы США используются для регулирования цен на внутреннем рынке. В частности, часть нефти из резервов была использована осенью 2008 года для снижения стоимости бензина.
По примеру США на протяжении последних нескольких лет собственные стратегические резервы нефти создает Китай. Сейчас объем этих запасов оценивается в пять миллионов тонн, но, согласно планам правительства страны, они будут увеличены до 12 миллионов тонн уже к 2010 году. Согласно расчетам властей, запасы в 12 миллионов тонн позволят Китаю в случае кризиса на протяжении месяца обходиться без импорта нефтепродуктов.
Следует отметить, что и американские, и китайские резервы формируются за счет уже добытой нефти, что позволяет странам оперативно реагировать на ситуацию на рынке и влиять на цены. Государства Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) также владеют совместным стратегическим резервом в 150 миллионов тонн нефти, созданным в начале 2000-х годов на случай, если США начнут войну в Ираке. С тех пор этот резерв не использовался. Впрочем, страны ОПЕК и без стратегического резерва могли оказывать влияние на нефтяной рынок благодаря значительным объемам добываемых углеводородов. В случае, если цены на нефть необходимо было повысить, ОПЕК сокращала добычу нефти, чтобы создать искусственный дефицит. Тем не менее в условиях текущего кризиса эта модель оказалась малоэффективной, поскольку падение спроса на нефтепродукты происходит быстрее снижения объема предложения.
Добытая нефть надежнее
Казалось бы, если сократить добычу нефти сегодня, то в случае спроса в будущем можно будет просто увеличить ее объем. Однако сокращение добычи из работающих скважин ведет к потерям вложенных инвестиций, а также замораживанию небольших месторождений, которые впоследствии придется восстанавливать, а значит, опять нести финансовые потери. Куда логичнее было бы в условиях низких цен продолжать наращивать производство нефти как мелких, так и крупных компаний, чтобы кризис не сказался на сокращении производства, а ту часть, которая из-за спада спроса не идет на продажу, распределять в государственные нефтехранилища. Ведь то, что уже через несколько лет цена на нефть неизбежно будет высокой (по данным Международного энергетического агентства, к 2030 году стоимость нефти превысит 200 долларов за баррель) уже очевидно. Подобный резерв будет не только своеобразным капиталовложением и энергетической безопасностью, но и поддержкой для развития отечественной промышленности.
“Кровь” экономики
Для того, чтобы современная индустриальная экономика оказалась в жесточайшем кризисе, совсем не обязательно, чтобы нефть на планете закончилась. Достаточно, чтобы ее добыча начала сокращаться. Это произойдет неизбежно, потому что запасы нефти на Земле ограничены. И те государства, которые зарезервировали объемы черного золота (особенно в эпоху низких цен), имеют шанс быть в значительном выигрыше и не только.
Сегодня многие страны, имеющие долларовые активы, ищут альтернативы в поисках ликвидного вложения народных денег, и одним из таких инструментов может стать создание государственного нефтехранилища. По крайней мере, наш северный сосед серьезно изучает вопрос претворения в жизнь подобного проекта. И правильно делает: низкая цена на черное золото и альтернативные источники энергии - это еще не повод, чтобы не задумываться о последующих прибылях от продажи нефти. |