|
Зарина Абденова
На прошлой неделе в болгарской столице Софии завершил работу энергетический саммит “Природный газ для Европы: безопасность и партнерство”. В мероприятии приняли участие высокие правительственные делегации 28 стран Юго-Восточной Европы, Черноморского и Каспийского регионов, ЕС и США. Основной темой для обсуждения в ходе конференции стал вопрос реализации двух газопроводных проектов - South Stream (“Южный поток”) и Nabucco. По итогам саммита в российской прессе были представлены сообщения о том, что “Южный поток” надежнее и выгоднее, нежели Nabucco. Но так ли это на самом деле и что скрывается под информационной атакой северного соседа, а также какую позицию занимает Казахстан в данных проектах?
Два трубопровода лучше, чем один, а три лучше, чем два, - именно такого мнения придерживаются в Европейском союзе. Здесь ратуют за оба проекта, потому что считают их выгодными. Впрочем, пристальное внимание европейцев к реализации Nabucco стало особенным после российско-украинского газового конфликта. Тогда пострадавшие от перебоев поставок газа страны стали призывать Евросоюз профинансировать газопровод Nabucco, который по плану строительства будет доставлять газ из азиатских стран в Европу в обход России.
Потенциальный
Nabucco
Газопровод Nabucco протяженностью 3,3 тысячи километров должен связать страны Ближнего Востока и Центральной Азии с Евросоюзом через Турцию и Южную Европу. Стоимость проекта оценивается в 5,8 миллиарда долларов. Первые поставки из Азербайджана намечены на 2012 год. По оценкам экспертов консорциума по строительству газопровода, в который входят Австрия, Болгария, Румыния, Венгрия и Турция, после 2017 года можно будет говорить о пропуске по этой трубе газа из Ирана и Ирака.
Однако основной нерешенной проблемой данного газопровода, по мнению российских экспертов, является отсутствие гарантированных поставок прикаспийского природного газа. Вопрос, кто же все-таки будет заполнять Nabucco, так окончательно и не решен, пишут российские издания. По их соображениям, наиболее привлекательным поставщиком с точки зрения запасов газа выглядит Иран, но именно эту страну Европа к трубе и не допустит. Дело в иранском лидере Ахмадинежаде, которого в ЕС очень не любят. и пока вопрос с ресурсной базой не решен, никто не будет вкладывать деньги в проект, отмечают эксперты в России.
Впрочем, по мнению регионального менеджера австрийской компании ОМВ Вольфганга Споррера, добываемого газа на месторождении Шах-Дениз в Азербайджане хватит для запуска проекта. По оценкам экспертов, к 2013 году в Азербайджане в рамках второй стадии разработки Шах-Дениз будет добываться от 23 до 30 миллиардов кубометров газа.
Чуть более трети этих объемов составляют потребности страны. Оставшаяся же часть может стабильно поставляться на европейские рынки, в том числе и по Nabucco. “При улучшении политической ситуации в Иране, богатом природным газом, эта страна также может быть привлечена к проекту Nabucco”, - считает Споррер.
Он также не исключает присоединения к проекту Туркмении, Казахстана и Ирака. “Сейчас Европа экспортирует газ из России, Северного моря и Северной Африки, и мы хотим добавить к этим источникам еще и каспийское звено”, - отметил представитель австрийской компании, подчеркнув, что это важно как для поставщиков, так и для потребителей газа.
Между тем позиция Казахстана в Nabucco весьма значима. Российские эксперты допускают, что если Nabucco будет успешен, к нему может присоединиться Казахстан, и в этом случае можно будет забыть о проекте Прикаспийского газопровода. “Дело в том, что эта труба должна соединить Туркменистан, Казахстан и Россию, а если Казахстан переключится на Nabucco, “Прикаспий” ему будет уже ни к чему”, - отметил эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Тем не менее Россия неоднократно высказывала доводы о том, что ей, по большому счету, опасаться нечего. “За счет Nabucco лишь некоторые европейские страны смогут снизить свою зависимость от России. Но не стоит забывать, что в то же время будет расти потребление газа, поэтому Nabucco, скорее, будет дополнять, а не заменять российские поставки, - считает аналитик ИК “Атон” Вячеслав Буньков. - Кроме того, у этого проекта есть ряд существенных недостатков: это недостаток финансирования и, самое главное, недостаточная ресурсная база”. Однако вопрос финансирования, как, собственно, и гарантии поставок газа для Nabucco не является сегодня ключевым для его строительства. О готовности профинансировать данный проект заявил Всемирный банк.
|
Ориентация - юг |
Надежный
“Южный поток”
“Южный поток” и Прикаспийский газопровод считаются главными конкурентами поддерживаемого ЕС и США газопровода Nabucco. Проектируемая пропускная способность South Stream - 30 миллиардов кубометров газа в год, стоимость - свыше 10 миллиардов долларов. “Газпром” (GAZP) планирует начать первые поставки по газопроводу в 2013 году.
Основной довод в пользу “Южного потока” Россия зачастую сводит к гарантированному обеспечению ресурсов, в связи с чем РФ раздувает пиар-акцию в адрес так называемой победы на “газовом фронте”: проект “Южный поток” опередил Nabucco”, “Южный поток” оставил конкурентов без газа” - похожими заголовками после каждого повода пестрят российские газеты и интернет-сайты. Центральным событием прошлой недели стал Софийский форум, а ранее - подписание договоренностей с Венгрией, которая подключилась накануне к газопроводу “Южный поток”.
Однако перспективы в реальности могут оказаться не столь радужными. По мнению многих экспертов, у “Газпрома” при реализации проекта могут возникнуть серьезные проблемы. Как иронично отмечают аналитики, Россия повторяет прежние ошибки: договорившись с покупателями, страна забыла про транзитные страны.
Трасса пройдет по экономической зоне либо Турции (которую исключили из проекта “Южный поток” в 2006 году), либо Украины и Румынии. Нейтральных вод в Черном море нет - все зоны регулируются межправительственными соглашениями прибрежных стран. В Минпромэнерго РФ подтверждают, что для строительства газопровода потребуется согласие Украины и Румынии. Придется, как и по Nord Stream, проводить экологическую экспертизу, которая должна быть согласована с правительствами стран, в экономической зоне которых пройдет газопровод. При этом в министерстве уверяют, что “запретить строительство газопровода Украина не может, но она должна согласовать маршрут трубопровода и его экологическую экспертизу”. Согласования могут занять год, и это серьезная проблема, учитывая, что в это же время в Европе реализуется проект Nabucco. Плюс ко всему у Украины появится новый рычаг давления на Россию после острого газового конфликта двух стран.
Наконец, несмотря на уверения российских экспертов и политиков о том, что “Южный поток” обеспечен ресурсами, аналитикам уже давно известно: “Газпром” торгует в Европе не своим, а центральноазиатским газом, закупленным “у устья скважины”. В Москве усиленно демонстрируют, что лидеры государств Центральной Азии, и прежде всего Туркменистана, и в прямом, и в переносном смысле готовы подписаться под российскими проектами, однако ситуация, когда львиная доля доходов от газа достается не его “хозяевам”, а посреднику в лице “Газпрома”, государствам Центральной Азии вряд ли нравится. К тому же при известной закрытости общества в том же Туркменистане дипломатические маневры могут произойти неожиданно. И чем закончатся игры вокруг аудита газовых запасов Туркменистана, и какая судьба ожидает туркменские соглашения по экспорту газа, подписанные с разными странами в разных направлениях и превышающие прогнозируемый объем добычи голубого топлива, является делом “Х-файлс”.
Nabucco +
“Южный поток”
Различные точки зрения на два проекта говорят, в первую очередь, о наличии рынка и конкуренции. При этом стоит напомнить, что Европа потребляет в год 700-800 миллиардов кубометров газа, в то время как проектная пропускная способность обоих проектов более 30 миллиардов кубов на каждый газопровод. Это дает основания полагать, что один проект другому не мешает, и то, что северный сосед развернул пиар-акции в адрес поддержки “Южного потока” говорит лишь о том, что Россия с претворением в жизнь Nabucco теряет свои “королевские” полномочия транзита.
P.S. Проект Nabucco стал основной темой неформального саммита ЕС в Праге, открывшегося сегодня. Казахстан приглашен к участию в нем в качестве наблюдателя. |