ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От тайги до британских морей Исследования

Сергей Домнин
Передачи о компьютерных играх иногда представляют виртуальные сражения между героями популярных стрелялок, а кавээнщики делают миниатюры, кто сильнее: Рембо или Терминатор. Из того же ряда и задача нашего виртуального спарринга военно-политических блоков с патриотической оглядкой на 9 Мая и на строчку из незабвенной песни “если завтра в поход” - попытаться понять, кто сегодня самый сильный в мире: НАТО или ОДКБ

Сразу стоит оговориться, что открытое военное противостояние между блоками НАТО и ОДКБ немыслимо и, наверное, невозможно. Вспомним, что “центровые” блоков обладают ядерным оружием, но и не в этом суть. Блоки типа НАТО, как показывает его вот уже 60-летняя история, хотя и созданы для глобальной обороны, на практике разрешают лишь локальные военные конфликты, да и то, когда интересы всех совпадают.
Борьба с наркотрафиком и международным терроризмом - вот, пожалуй, те немногие темы, которые вызывают единодушие. Как и во всех компаниях, здесь, конечно, есть заводилы, которые за пределами юрисдикции организации решают свои проблемы более самостоятельно. И тут уже принцип res publica (лат. - общее дело) уступает дорогу imperium (по сути, дело хозяйское). К ОДКБ это относится в равной степени.
alt
Если бы парни всей Земли...

51-я статья
Современная роль ООН несколько напоминает Римскую империю на закате: на практике имеющие силу на Рим не обращают внимания, но римскому праву следуют все. Например, военно-политические блоки, которые ныне способны решать вопросы войны и мира, в своей деятельности всецело опираются на статью 51 Устава ООН - о праве на коллективную оборону. Попавшему под агрессию союзнику предоставят необходимую помощь и окажут поддержку имеющимися средствами. В этом НАТО и ОДКБ едины.
То, что ОДКБ - система, противопоставляющая себя НАТО, придумали не журналисты, а ее организаторы, которые с момента подписания Ташкентского договора от 15 мая 1992-го вот уже 17 лет твердят, что ни о какой конкуренции с Североатлантическим альянсом и не думают, а просто хотят сохранить мир в регионе и т.п.
Долгое время это было сущей правдой: страны-участницы не усердствовали на ниве повышения военного потенциала организации. Однако, пережив экономические кризисы, ряд болезненных локальных конфликтов и выход из договора некоторых участников, оставшиеся, спустя 10 лет - 7 октября 2002-го - решились на создание полноценной международной организации. ДКБ стал ОДКБ, был создан штаб и целый ряд советов стран-участниц.
НАТО в отличие от постсоветского аналога собиралось споро: 4 апреля 1949-го 12 стран, включая пул из тех, кто делает погоду в организации и сейчас, договорились о создании альянса. Скорость мероприятий была обусловлена теми же причинами, что и повышенная плодовитость кроликов: потенциальный агрессор был очень близко - менее чем в одном переходе Т-34.
Заверения о “сдерживании любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена” и приглашения сотрудничать Москвой долго воспринимались неоднозначно. К 1955 году созрел “наш ответ Западу”, и коммунистические правительства договорились в Варшаве “против кого дружим”. Паритет создал в Европе эффект победы пацифизма, пока падение восточно-европейских режимов и развал СССР не поспособствовали возникновению маленьких войн с огромным размахом ожесточенности. Планам НАТО о переустройстве Европы наконец подали зеленый свет, который не погас поныне. Не стоит отрицать, что именно блок НАТО взял под контроль процессы, сопутствующие развалу Югославии.
В результате на Балканах возникли 7 новых государств, в том числе одно, признанное даже в НАТО не всеми. После событий 9/11 международный терроризм дал знать о себе в Старом Свете серией терактов, крупнейший из которых - в Мадриде 11 марта 2004-го, когда исламские террористы, спустя символические 911 дней после крушения нью-йоркских башен, взорвали 4 электрички. Тогда пострадали свыше 2000 человек, а члены блока НАТО еще раз убедились в верности выбора главного объекта воздействия - Афганистана - к слову, давнего узла противоречий мировых держав и страны - соседа ОДКБ.
alt

Что из чего
1 апреля 2009 года блок НАТО расширился уже в шестой раз. Теперь в нем 28 членов. Однако особых трансформаций в нем от того не происходит. Дюжина основателей создали модель организации в упомянутые времена, а присоединившиеся - не что иное, как нужные, но не самые важные элементы. Если США - это, к примеру, двигатель натовской машины, то Словения, которая не имеет даже собственной системы ПВО, не что иное, как елочка на зеркале заднего вида. При всем том отмечается, что НАТО - организация демократическая, ибо ничто не делается без поддержки 100 процентов членов.
Кстати, о преимуществах натовского liberum veto в военном штабе НАТО - SHAPE - журналистам из Центральной Азии с упоением рассказывал один полковник румынских ВВС. Это показательно, ведь, например, если не хочет великая румынская армия участвовать в афганской миссии НАТО ISAF - ничего страшного, и так есть желающие повоевать. Само собой, силой друг друга члены блока принуждать не будут.
В Варшавском договоре, напротив, как известно, действовало нечто похожее на круговую поруку: мало того, что агрессии подвергались члены, так “главный” еще и заставлял участвовать в этом остальных. Кроме того, в НАТО не устают заявлять, что блок блоком, но заботиться о собственной безопасности каждый член должен самостоятельно, равно как и платить за содержание своих войск в зоне проведения коллективных операций. Вопреки расхожим мнениям об экспансии НАТО на восток скажем, что расширение Североатлантического альянса, равно как и желание восточно-европейских государств присоединиться, вызвано военно-политическим вакуумом, образовавшимся в регионе после крушения ОВД и СССР. Россия, о чем недоумевал Киссинджер, в 90-х в спешке убежала отсюда - хватало своих проблем, а когда Москва вновь обратила на Восточную Европу внимание, все или уже пристроились в НАТО, или очень туда хотят.
Характер сотрудничества в ОДКБ в целом схож. Шесть стран, пять из которых (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия) состоят в организации с основания, а Узбекистан присоединился к ОДКБ в 2006 году. Чтобы вступить, требуется согласие всех действующих членов.
Выход тоже свободный, в оговоренные с остальными сроки. Отметим, что с 2001 года успешно работает экономический вариант ОДКБ - ЕвразЭС, где представлены все означенные страны либо как участники, либо как наблюдатели (Армения). Приоритет экономики в интеграции государств-членов, кстати, неоднократно подчеркивался президентами. Это позволяет сделать вывод, что потенциальное расширение ОДКБ возможно наверняка в рамках ЕвразЭС, где в наблюдателях ходят Украина и Молдова.
Положение primus inter pares по понятным причинам принадлежит РФ, которая обеспечивает других членов своими вооружениями, начиная с автоматов и бронетехники и кончая новейшими комплексами ПВО, а также готовит в своих военных вузах более 2500 курсантов из стран - членов блока. Как и во времена ОВД, финансовая подпитка Москвы - дело не последнее. На последнем саммите ЕвразЭС принято решение создать антикризисный фонд в 10 миллиардов долларов, из которых РФ внесет 7,5 миллиарда.
У ОДКБ пока нет опыта совместного проведения боевых операций. Но не будем забывать, что ВС членов организации совсем недавно вышли из одной Советской армии, а некоторые военные даже успели повоевать вместе. Кроме того, военные стран ОДКБ регулярно встречаются на учениях в рамках ШОС и Объединенной системы ПВО. Поэтому приведение их к единому стандарту - процесс менее затруднительный, чем то же самое в НАТО.
alt

Структурный подход
И в ОДКБ, и в НАТО главный административный пост занимает генсек, которого избирают политические лидеры стран-участниц. Нынешний генсек Яап де Хооп Схефер и вступающий в должность с августа Андерс Расмуссен зарекомендовали себя как политики и дипломаты. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа известен более как силовик, занимавший должности директора Федеральной пограничной службы и секретаря Совбеза РФ.
НАТО обладает более развитой системой штабов и организаций, чем ОДКБ. НАТО содержит военную и гражданскую структуры. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе - сосредоточение гражданских структур, SHAPE в бельгийском Монсе - генштаб, помимо которого существует сеть так называемых объединенных штабов в Лиссабоне, голландском Брунссуме, Неаполе. В Монсе же сидит командующий войсками союзными войсками в Европе, преемник знаменитого генерала Эйзенхауэра, со своими замами. Если SHAPE и его структуры занимаются планированием операций, то в американском Норфолке, штат Нью-Йорк, базируется штаб Управления трансформацией, предпринимающий усилия для технического, оперативного и другого развития войск стран НАТО.
Объединенный штаб ОДКБ один, и он - в Москве. Глава его - начальник штаба - имеет двух заместителей и двух помощников. Имеется несколько отделов и служб, которые являются малочисленными аналогами натовских бюрократических управлений. Так что в плане организации работы блок НАТО выглядит отлаженным за 60 лет, развитым многофункциональным механизмом, а ОДКБ в свои 7 лет, по сути, в зародыше.

Наш плюс
ОДКБ мог мало что противопоставить НАТО до февраля текущего года, когда были созданы Коллективные силы оперативного развертывания (КСОР). Эта группировка, состоящая из 98-й дивизии и 31-й бригады ВДВ РФ, а также 37-й десантно-штурмовой бригады Аэромобильных войск РК и по одному батальону из Армении, Киргизии и Таджикистана, представляет собой реальную и действенную силу численностью до 15000 бойцов. Через пару лет, когда, пройдя через ряд совместных учений, военные ОДКБ “притрутся”, их боевой потенциал будет достаточно высок. Это будет небольшая мобильная группировка, вооруженная новым оружием и техникой, одинаковыми средствами связи, большая часть из которых имеет опыт ведения боевых действий.
Соединения российских десантников воевали в Чечне, армяне - в Нагорном Карабахе, киргизы участвовали в Баткенских событиях 1999 года, а таджики - в ликвидации бандформирований в районе Худжанда в 1998-м. В отличие от натовской довольно крупной группировки ISAF в Афганистане (до 55 тысяч из 26 стран НАТО и 15 других стран), которая вот уже 8 лет не способна подавить организованное сопротивление талибов, КСОР смогут решать реальные задачи обеспечения безопасности стран-участниц на постсоветском пространстве. А горячих точек здесь хватает: Северный Кавказ, где, несмотря на отмену Москвой режима контртеррористической операции, сохраняется напряженность; Нагорный Карабах, где Азербайджан полон реваншистских намерений в отношении сепаратизма НКР, поддерживаемого Арменией; таджикско-афганская граница, где в случае жестких мер против наркотрафика полевые командиры “из-за речки” вполне способны устроить резню, да и местные боевики могут при удобном случае начать антиправительственные выступления. Оперативность и эффект таких “точечных” действий малыми силами десант доказал еще раз в августе 2008-го в Южной Осетии и Абхазии.
Что же касается натовцев, то трудно назвать хоть одну общевойсковую кампанию, которая закончилась их уверенной победой. В Афганистане активными боевыми действиями заняты только британцы и американцы, безуспешно давящие очаги талибов на пакистанской границе. Возможную причину поведал в приватной беседе один известный таджикский журналист, часто посещающий Афганистан: натовцы по морально-боевым качествам и рядом не стояли с шурави, ушедшими с “афганской седой земли” 20 лет назад.
Итак, НАТО старше и больше ОДКБ. Организация Североатлантического альянса поражает своей многоуровневостью и разветвленностью. В сферу интересов НАТО в условиях глобализации экономики и терроризма входит весь мир. Вооруженные силы альянса доказали способность сломить организованное сопротивление, но нигде не могут достичь эффекта в антипартизанской войне. ОДКБ не столь бюрократизирована, как НАТО, располагает более скромными, но не менее боеспособными войсками, имеющими опыт антитеррористических действий в конкретных проблемных регионах.
Очевидным преимуществом ОДКБ является КСОР - в идеале субъект быстрого и реального воздействия. Если бы в нашем виртуальном спарринге блоков мы брали абсолютные величины, победа бы досталась Североатлантическому альянсу, однако эффективность военных блоков, как и все в условиях мира законов физики и истории, относительна.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 13.05.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
^
Уроки ремонта - советы по строительству. Адресный справочник по ремонту.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение