Алла Иванилова
В условиях финансового кризиса сельское хозяйство - наиболее привлекательная отрасль для капиталовложений. Как говорится, “война войной, а обед по расписанию”. Однако правительство, одной рукой поддерживая крестьян, другой загоняет их в угол
Сегодня, казалось бы, созданы все условия для успешного ведения фермерского хозяйства. Государство расстается с миллиардами на поддержку АПК: через нацхолдинг “Казагро” крестьянам выделяются кредиты, через “Казагрофинанс” осуществляется лизинг. Специалистам на селе предусмотрены социальные льготы и выдаются подъемные средства. Впору задуматься над тем, чтобы заиметь домик в деревне.
Однако сельчане жалуются на свою судьбу. Обычно в качестве “жилетки” выступают народные избранники, которые регулярно встречаются в регионах со своими избирателями. После недавних встреч с электоратом мажилисмены выплеснули бурю эмоций на вице-министра сельского хозяйства Марата Оразаева. Так, депутат Уалихан Конурбаев передал недовольства крестьян тем, что банки не берут в залог предлагаемое имущество для получения кредита. Надежда остается лишь на Агробанк, который будет создан в ближайшие два-три года.
Фермеры Алматинской области пожаловались, что им негде пасти овец и других домашних животных, ибо джайляу - летние пастбища - отданы под охотничьи угодья, где развивается интерохота. “Выпасов нет - расхватали земли вокруг сел. Пастбища расположены далеко - тяжело гонять скот туда и обратно. Есть скот - есть жизнь: надо помнить об этом, - заявила мажилисмен Наталья Геллерт. Однако представитель Минсельхоза так и не смог вразумительно ответить на эти вопросы, сославшись, что вопросы по пастбищам, охотугодьям входят в компетенцию местных властей и решать их надо на региональном уровне.
|
Степь поделенная |
По мнению Министерства сельского хозяйства, ответы на все беды крестьян смогут дать поправки в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности крестьянских хозяйств. Данный законопроект призван урегулировать отношения фермеров, усовершенствовать вопросы сделок купли-продажи всего имущества в комплексе - как неделимой единицы. Ведь одной из проблем, препятствующей сегодня полноценному развитию фермерских хозяйств, является наличие административных барьеров. В случае продажи имущества фермер должен проходить кучу процедур в местных исполнительных органах, некоторые из них дублируются.
В соответствии же с нововведениями крестьянские хозяйства будут считаться созданными с момента государственной регистрации права на земельный участок, а в некоторых случаях - после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в уполномоченном государственном органе.
Кроме того, власти решили облегчить жизнь сельчан и прописали, что при продаже своего имущества, куда входят насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, крестьянское хозяйство может передать свое право временного возмездного и безвозмездного землепользования другому лицу только для ведения аналогичной деятельности. По мнению властей, это позволит расширить возможности для предпринимательства, укрупнить формы хозяйствования и тем самым повысить инвестиционную привлекательность агробизнеса.
Впрочем, у законопроекта имеется и ряд минусов.
Упрощая процедуру продажи крестьянских хозяйств, документ тем самым облегчает жизнь “захватчикам”. Крестьянин пользовался всю жизнь землей, пас скот, облагородил и огородил участок и даже построил на нем времянку. Если следовать логике закона, новый владелец, покупая времянку (дом, сарай, забор и т.п.), автоматически становится хозяином всего фермерского хозяйства. Не исключено, что, пользуясь юридической неграмотностью многих крестьян, подобные рейдерско-махинаторские захваты с принятием закона станут повсеместными. Дабы избежать подобных прецедентов, разработчикам закона необходимо предусмотреть соответствующие меры.
Нормы и целостности, и неделимости фермерского хозяйства вызывают еще один немаловажный вопрос: будут под их действие попадать участки, расположенные на особо охраняемых территориях?
Астана |