|
Зарина Абденова
Цена на нефть, особенно в условиях кризиса, стала одной из самых культовых тем во всем мире. И хотя принято сетовать на то, что цена на черное золотое упала в три раза, особенно тем государствам, которые экспортируют этот продукт, в том числе это касается и Казахстана, но на самом деле в этом вопросе есть и другие очень важные моменты. В частности, это касается простой закономерности: когда цена на нефть очень высокая, тогда активно развивается рынок альтернативного топлива. И наоборот, когда цена на черное золото падает, компании, занимающиеся производством нанотоплива, разоряются. Какое из двух зол для Казахстана меньшее, мы решили исследовать
Одни говорят, что альтернативные источники энергии - это неизбежность третьего тысячелетия. Другие отмечают, что эра нефти продлится еще немало веков, что ученые разрабатывают новые механизмы разведки, добычи и выработки новой нефти даже в замороженных скважинах с остатками. Однако кто прав, а кто нет, рассудит время. А пока есть определенные факты того, что развитие альтернативного топлива напрямую зависит от цен на черное золото.
В интервью, представленном в журнале The Futurist, бывший директор ЦРУ США Джеймс Вулси рассказал, что “в конце семидесятых Америка заинтересовались такими фирмами, производившими альтернативное топливо, как Synfuels Corporation, но затем в 1985 году саудовцы обвалили цены на нефть до 5 долларов за баррель и обанкротили Synfuels Corporation. Они определенно подорвали усилия по созданию альтернативного топлива. Люди снова заинтересовались альтернативными видами топлива в начале девяностых, но затем цена на нефть упала до 10 долларов за баррель, и мир снова потерял интерес к ним”.
Отметим, что материал с бывшим директором ЦРУ США был опубликован еще до кризиса, тогда он сделал несколько предположений, которые сейчас подтверждаются фактами. Ну, например, тогда он говорил, что высокая цена на нефть долго не продержится и уже в скором будущем она упадет. Что, собственно, и произошло летом прошлого года. Впрочем, бывший директор ЦРУ не обозначил факта кризиса мировой экономики, который, по официальной версии, сказался на стоимости черного золота ввиду спада спроса. Или, может быть, Джеймс Вулси прав, и ценовая политика нефти зависит совсем от других категорий... И для того, чтобы рынок черного золота был в будущем рентабельным, необходимо периодически снижать стоимость, и неважно, под каким “предлогом”. В любом случае, какие доводы не состояли бы в формировании рынка углеводородов, Казахстану, как никогда раньше, пора задуматься: а что государство может предложить миру кроме нефти?
Ведь что касается тех стран, которые сидят на нефтяной “игле”, Джеймс Вулси дает свои рекомендации. “Первое, что бы я сделал со страной, которая говорит: “О, боже мой, наша экономика рухнет, если мы не сможем продавать нефть”, - это отправил их с визитом в Израиль. Валовой национальный продукт (ВНП) Израиля на душу населения сегодня достигает 18000 долларов в год, хотя Израиль расположен на одной из самых бедных земель на Ближнем Востоке и в общем не имеет ни нефти, ни газа, ничего. Однако они в отличие от других стран уделяют внимание технологиям, инвестируют”.
Вполне возможно, что Ирану или Саудовской Аравии, или даже странам в других частях света, таким, как Россия и Казахстан, сильно зависящим от экспорта дорогой нефти, придется работать так, как это делают израильтяне, японцы и другие страны с минимальными природными ресурсами, построившие современное общество с высокообразованными и трудолюбивыми людьми, считает эксперт.
В эпоху высоких цен на черное золото в мире действительно стали больше уделять внимания развитию “зеленой нефти” сельскохозяйственного происхождения, а также появились исследования “грибного” топлива, электроавтомобили, мотоциклы и многое другое. И несмотря на то, что многие эксперты говорили о том, что опыт альтернативного топлива никогда не удастся распространить на весь мировой автомобильный парк, но в 2005-2007 годах тенденции нанотоплива были поддержаны многими странами. Так, Бразилия уже сейчас производит 30 процентов горючего из сахарного тростника, Китай построил крупнейший в мире завод по производству биогорючего, Япония подписала с Бразилией контракт по замене 3 процентов ежегодно потребляемого топлива. Австралия собиралась превратить часть своих земель в месторождения “зеленой нефти”, а Европа серьезно задумалась над возможностью уже к 2010 году обеспечивать 5,75 процента своих потребностей за счет зеленого горючего. Авиастроительная компания Embraer готовилась перевести весь свой воздушный парк на этанол.
Подобные тенденции дают повод и вправду думать о том, что эпоха нефти рискует завершить свое существование. Ведь то, что долго составляло реальное препятствие, уже таковым перестает быть: новые технологии позволяют извлекать глюкозу практически из любых растительных отходов - из древесины, из соломы и даже из старой бумаги. Эти технологии позволяют снизить себестоимость топлива и утилизировать значительное количество биомассы, которая сегодня никак не используется. В общем, мир постепенно приходит к тому, что в будущем сможет существовать без черного золота.
И в этом случае для Казахстана открываются новые горизонты возможностей помимо экспорта нефти, потому как в отличие от других стран казахстанская земля богата той же солнечной энергией, пшеницей, кукурузой и еще много чем, из чего можно производить альтернативное топливо.
Остается решить вопрос, по какому пути пойдет Казахстан: предлагать миру черное золото и зависеть от его продажи или помимо этого развивать нанотехнологии для получения нефти третьего поколения, чтобы всегда оставаться “на коне”. |