|
Зарина Абденова
Мировой экономический кризис положительно сказался на валютных поступлениях от внешней торговли в Китае. Здесь очередные рекорды. Однако если любая другая страна радовалась бы, то китайцы волнуются. Крупнейшие в мире валютные резервы Китая уже вплотную приблизились к 2 триллионам долларов.
“НП” попыталось разобраться, во что вкладывает Поднебесная и к чему это может привести в скором будущем
Как уже сообщалось, Китай выделил Казахстану кредит на 10 миллиардов долларов, половина из которых будет направлена в энергетический сектор. Об этом подробно было представлено в прошлом номере “НП” в материале “Непродажа родины”. А другая часть будет предназначена для восполнения дефицита наличных средств в условиях экономического кризиса, не исключено, что сумма будет использоваться для поддержания курса национальной валюты - тенге. Впрочем, ранее была озвучена информация (до передачи основного кредита), что China Development Bank предоставил казахстанскому государственному Банку развития заем на 100 миллионов долларов.
Добавим, что с осени прошлого года китайские государственные корпорации и банки активно приобретают доли в иностранных компаниях, а также предоставляют им стабилизационные кредиты. Наибольший интерес у представителей КНР вызывают сырьевые активы. В частности, китайская алюминиевая компания Aluminum Corporation of China за 19,5 миллиарда долларов купила 18 процентов подешевевших за последнее время акций британо-австралийского производителя руды Rio Tinto. Таким образом, Китай обеспечивает себя рудой на годы вперед. Кроме того, Китай договорился с Россией о 20-летних гарантиях поставок нефти в обмен на кредит в 25 миллиардов долларов “Роснефти” и “Транснефти”. Помимо этого в ноябре прошлого года китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) стала первой иностранной компанией, подписавшей контракт с правительством Ирака на освоение месторождения Аль-Ахдаб к юго-востоку от Багдада. Сумма инвестиций данного соглашения составила 3 миллиарда долларов, что дает право на разработку углеводородов сроком на 23 года. Также Поднебесная договорилась с Туркменистаном о совместной разработке туркменских газовых месторождений, а также о покупке Китаем 30 миллиардов кубометров туркменского газа в год. На этом экспансия не заканчивается. Известно, что Китай достиг договоренности о покупке месторождений в территориальных водах Нигерии. За 2,3 миллиарда долларов китайский гигант получил 45 процентов акций 130 месторождений, находящихся в глубоководной части Гвинейского залива, неподалеку от дельты реки Нигер. Эти месторождения, открытые несколько лет назад, принадлежат компании South Atlantic Petroleum и простираются почти на 500 квадратных миль. Есть и еще сделки: Поднебесная с Сирией создали совместное предприятие по добыче нефти по разработке месторождений Кебиба в провинции Хасака на северо-востоке страны. Перечислять энергетические активы Китая можно десятками, а то и сотнями в условиях кризиса. Потому как многие компании нефтегазового сектора из-за кредитного кризиса и резкого падения цен на нефть столкнулись с нехваткой средств, что вынудило их искать внешних инвесторов, и Китай в этом деле оказался явным лидером.
|
Китайский хайвэй |
Поднебесная нацелена прежде всего купить новые технологии и ноу-хау в США и Европе, считают эксперты. Но эти страны могут и не пойти на подобные сделки, поэтому китайцы будут создавать стратегические запасы сырья и топлива. Кстати, Китай уже заявлял, что закачал в свои хранилища 100 миллионов баррелей нефти. Причем очень дешевой нефти, купленной не по 100 долларов, а всего за 30-40 долларов за баррель. Весьма дельное капиталовложение, отмечают аналитики. А странам, которые не богаты на ресурсы, Китай предоставляет кредиты взамен на аренду и покупку пахотных земель. Подобные проекты Поднебесной уже развернуты на Кубе и в Мексике, а в качестве основных регионов рассматриваются страны Латинской Америки и Африки. Кроме того, среди потенциальных арендодателей власти Поднебесной рассматривают и Россию, не исключен и Казахстан.
В настоящее время для увеличения зарубежных закупок Министерство коммерции КНР готовит целый ряд делегаций, которые посетят страны ЕС. Эксперты не исключают, что кризис дает шанс Китаю перейти на лидирующие в мире позиции. И несмотря на все доводы о том, что Поднебесная проводит скупку активов бессистемно, можно уже смело предположить, что Китай в любом случае останется в выигрыше.
С одной стороны, эксперты подтверждают, что кризис и по Китаю, конечно же, прошелся - спрос на китайские товары в мире сокращается. По данным Государственного статистического управления КНР, в январе экспорт из Поднебесной упал на 17,5 процента по сравнению с январем прошлого года. С другой - ввоз иностранных товаров и вовсе рухнул на 43,1 процента. Но все же итог говорит сам за себя: продажа китайских товаров за рубеж превысила импорт аж на 39,1 миллиарда долларов. А для тех, кто придерживается мнения о том, что Поднебесная не меньше других стран испытывает экономические трудности, можно привести следующий факт. Как известно, ввозит Китай в основном сырье (руду и металлы) и топливо (нефть и уголь). А именно эти товары и подешевели из-за кризиса в 4-5 раз. Получается, что, даже увеличивая физические объемы покупки нефти, китайские компании в деньгах получали экономию - стоимость нефтяного импорта сократилась на 57 процентов по сравнению с январем 2008 года.
Впрочем, такой быстрый приток американской валюты руководство КНР очень смущает. В такой ситуации накапливать доллары почти в полтриллиона “зеленых” в год и покупать новые облигации Казначейства США для Китая весьма рискованно. Вот и думают эксперты в китайском правительстве, что делать. При этом не стоит забывать, что Китай сейчас оказался чуть ли не единственной страной в мире, которая старается хоть как-то увеличить объем сильно прохудившейся мировой торговли. Кто знает, сколько стоило бы сейчас черное золото, если бы Поднебесная не скупила лишние 100 миллионов баррелей. Да и скупаемые китайским бизнесом компании очень рады получить несколько миллиардов долларов на развитие.
Времена-то сейчас везде непростые, на банковские кредиты рассчитывать не приходится, поэтому-то на успех Китая приходится уповать многим странам. Другое дело, не грозит ли миру появление международного монополиста во всех стратегически важных отраслях экономики и промышленности. |