|
Анна Шелепова
В Южно-Казахстанской области сохранились уникальные старинные православные храмы. В силу того, что кирпич для этих построек делался по определенной технологии, сами здания храмов с годами становятся только крепче. А вот в силу причин политических многие из них были закрыты.
Один их таких храмов, возрожденный в 90-е годы прошлого века, - храм великомученика Георгия Победоносца расположен в селе Георгиевка под Шымкентом рядом с животворным источником. Точная история возникновения храма неизвестна. Мы попытаемся найти концы, чтобы пролить свет на историю возникновения и становления в Южном Казахстане этой истинной православной святыни.
Пока же местный батюшка отец Филипп рассказывает то, что сам сумел выведать у прихожан-старожилов
Под Шымкентом осталось три одинаковых храма. Мы увидели два - один в селе Каскасу, второй в Георгиевке (ныне село Кок-саек). Первый оказался закрыт и заколочен досками еще со времен революции. Однако интересный нюанс: церковь заброшена, но не оставлена. Внутри живут голуби...
Третий храм, как рассказывает отец Филипп, находится в селе Первомаевка. Все храмы строились примерно в одно время, а приблизительно во время революции были закрыты.
- Храм в Георгиевке закрыли сразу после революции, - делится отец Филипп. - Решили рушить. Сам храм был сделан по стандартам строительства храмов того времени. Рабочие, которые строили храм, прежде постились 40 дней, затем исповедовались, одевали белые рубашки и шли на строительство.
Старожилы этих мест рассказывали, что с каждого двора брался оброк по 20 яиц и два литра кислого молока. На каждый кирпич шло два куриных желтка. Кислое молоко мешалось с гашеной известью, получался скрепляющий раствор, благодаря чему с годами стены становились только крепче. Именно поэтому храм выстоял все испытания - здание взрывали, пытались с помощью первых гусеничных тракторов вырвать стены, но когда ничего не вышло, стали сваливать туда зерно на хранение.
- После зернохранилища здание долго пустовало, - продолжает отец Филипп.- Потом открылось училище. Дети кидались напильниками в расписные потолки, и это поощрялось. Один из напильников застрял в потолке под главным куполом храма, что, в принципе, казалось странным, поскольку напильник был довольно тяжелым. А на следующий день, когда дети пришли учиться, напильник оторвался и воткнулся в шею именно тому мальчику, который кинул напильник во фреску. После этого училище закрыли. Позже сделали музей. В последние годы была библиотека...
В 90-е годы храм удалось возродить. Старожилы этих мест помнили, что возле церкви был источник с живой водой, но точное место никто показать не смог. Служители храма стали искать источник. Набрали воды из нескольких родников неподалеку от храма и решили оставить на неделю. В одном из сосудов вода осталась свежей. Так и определился животворный источник.
Вскоре сила источника подтвердилась. История хоть и напоминает легенду, но произошла относительно недавно. А именно - в те же годы в храм приехала гречанка. У женщины отказали ноги. Она рассказала историю о том, что встретила в Иерусалиме старца, который сказал ей ехать в Казахстан, найти этот храм и вылечиться в животворном источнике. Кем был старец, женщине так и не удалось узнать. Однако она его послушала и оказалась в Георгиевке.
- На второй день после купания женщина пришла на источник уже сама, в ходунках, - говорит отец Филипп. - Она лечилась в источнике. А когда пришло время уезжать, взяла воды и с собой. Буквально несколько лет назад в храм приехал еще один грек, передавал от нее привет и благодарность, рассказал, что у женщины наладилась жизнь, она работает мастером на швейной фабрике...
Место быстро прославилось, и теперь к отцу Филиппу приезжают не только христиане, но и мусульмане в надежде на исцеление - кто-то лечит бесплодие, кто-то приезжает креститься или крестить детей, кто-то лечит кожные заболевания...
При этом в самой Георгиевке христиан почти не осталось. Христиан в селе - 1200 человек, из которых 10 человек - постоянная община. Храм живет за счет приезжих прихожан - из Шымкента, Жамбыла, Алматы, Астаны. Приезжают из России, Германии, Греции...
Отец Филипп всех встречает и никому не отказывает в просьбах окунуться в животворный источник. Однако беспокоит его то, что никак не удается найти архивные документы, чтобы доподлинно восстановить его историю.
На момент постройки (приблизительно - 1880 год) православие в этих краях подчинялось Туркестанскому округу Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В советское время, когда органы НКВД уделяли религии особое внимание, по словам отца Филиппа, архивные документы были изъяты. Что с бумагами стало в дальнейшем, пока неизвестно. Отец Филипп пробовал обращаться в ташкентские органы, но пока безрезультатно.
Будем искать. Пока же мы обратились в ДКНБ Алматы и в МИД с просьбой помочь проследить историю документов. Мы также обращаемся ко всем гражданам, кому хоть что-то известно о храме великомученика Георгия Победоносца, с просьбой поделиться информацией и вместе исправить этот пробел в нашем недалеком прошлом.
Алматы - Шымкент - Кок-саек
Фото Павла Михеева |