Ботагоз Омар
Идея развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Казахстане развивается весьма неуверенными темпами. Одной из причин стали низкие тарифы на электроэнергию, из-за которых себестоимость энергии солнца, ветра и воды оказывается неоправданно высокой. Мнение как иностранных, так и отечественных экспертов сводится к тому, что без поддержки властей в этом вопросе не обойтись
На днях в Астане прошел круглый стол на тему “Энергоэффективность через кризис” с участием международных экспертов в рамках проекта “Поддержка развития национальной политики в области эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов”. Как сообщил заместитель председателя Агентства по регулированию естественных монополий Кайрат Смагулов, эти вопросы приобретают особую актуальность именно в условиях кризиса, ведь в то время, когда люди вынуждены перейти в режим жесткой экономии, внедрение энергоэффективных технологий может пройти весьма успешно.
В Казахстане потенциал гидроэнергии оценивается в 170 миллиардов киловатт-часов в год. По данным министерства энергетики, из них экономически возможная выработка составляет 30 миллиардов киловатт-часов. Количество солнечных часов в год достигает 2200-3000, а годовой уровень солнечного излучения составляет 1300-1800 Ватт/м2. Наиболее значительным в Казахстане является потенциал ветроэнергии, теоретически он исчисляется цифрой, превышающей уровень в 1,8 триллиона киловатт-часов в год. По подсчетам Минэнерго, годовой экономически возможный потенциал оценивается в 3 миллиарда киловатт-часов.
Сегодня в стенах мажилиса находится законопроект “О поддержке использования возобновляемых источников энергии”, в котором заложен механизм трехсторонней поддержки производителей ВИЭ: в проектировании и строительстве, при продаже тепловой и электрической энергии, а также при подключении объектов к сетям при передаче энергии.
По мнению члена совета директоров Международного энергетического фонда Эдриана Брэдбрука, в законе прописываются механизмы улучшения ситуации с точки зрения энергоэффективности, особенно в зданиях. Однако, по его мнению, это понятие нужно расширить, включив внедрение энергосберегающих технологий в транспортной сфере и в сфере индустрии. По его мнению, на законодательном уровне нужно предусмотреть не только требования к пользователям услуг, но и стимулирующие меры. Например, для предприятий хорошим стимулом станут налоговые и таможенные преференции на энергоэффективные проекты. В то же время действенными могут быть меры по внедрению штрафных санкций за невыполнение обязательств по энергосбережению.
Представитель Болгарии Здравко Генчев обратил внимание на низкую себестоимость энергии в нашей стране, подобная ситуация 10 лет назад была актуальна и в Болгарии, последовавшей опыту Испании. В этих странах на законодательном уровне был внедрен следующий механизм: в течение определенного времени правительство покупает энергию, производимую компаниями по производству солнечной энергии по цене, которая гораздо выше, чем обычная цена за электричество. В Болгарии, к примеру, сначала был внедрен12-летний период. “Потом поняли, что 12 лет недостаточно, потому что это период, достаточный только для возврата средств, а компании не будут довольны этим, потому что компаниям нужно заработать деньги, получить прибыль. Поэтому они продлили этот период до 25 лет, как и в Испании сейчас”, - заключил Здравко Генчев.
Вместе с тем эксперты советуют Казахстану воздержаться от “слепого” копирования законодательства других стран для развития энергосберегающих технологий. В нашей стране пока формируются приемлемые условия. К примеру, сегодня отдельные локальные проекты по строительству малых ГЭС и ветроустановок реализуются на юге Казахстана, планируется запустить пилотные проекты и в Карагандинской области. Отечественная модель в стране формируется и находит свое отражение на законодательном уровне, а потому все предложения экспертов сегодня, как никогда, актуальны.
Астана
|