|
Наталия Цой
В условиях финансового кризиса многие отрасли получили шанс доказать свою жизнеспособность. И фармацевтический рынок не стал исключением. Именно сейчас это направление может получить второе дыхание
На сегодняшний день казахстанский рынок лекарств - это рынок импорта. Хотя многие препараты, производимые в Казахстане, изготавливаются на сопоставимом с европейским оборудовании и из схожего сырья, доля отечественных производителей не превышает десяти-одиннадцати процентов. Остальные медикаменты завозятся из-за рубежа. Рынком в основном владеют импортеры дешевых лекарственных средств (ЛС). Лидерами по объему ввозимых препаратов являются Россия, Китай, Индия, Германия и Украина. Эти страны в основном выпускают недорогие лекарства (пожалуй, кроме Германии).
Так почему бы казахстанским бизнесменам не взять инициативу в свои руки и не наводнить рынок собственными медикаментами? Например, для начала приняться за выпуск недорогих и распространенных лекарств, которые можно купить без рецепта врача. Как правило, именно они пользуются широкой популярностью среди населения, у которого уже давно стало традицией заниматься “самолечением”.
Производство собственных лекарственных средств дает целый ряд преимуществ. Во-первых, это вклад в развитие нашего предпринимательства, когда вложенные средства не уйдут на поддержку импортера, а останутся на территории Казахстана, дадут возможность реального заработка производителю и развития фармацевтической сферы в целом. Во-вторых, это продвижение и популяризация отечественных медицинских препаратов, не только заслуживающих доверия, но и доступных карману потребителя.
Покупатель сегодня платит втридорога за красивую расфасовку, сделанную заботливыми руками наших соседей. А все почему? Да потому, что того самого доверия у наших граждан больше именно к импортным лекарствам, потому, что мы уже привыкли - российские или китайские производители сделают лучше, и мы даже не пытаемся оспорить этот исторически сложившийся факт. А чем хуже наши, отечественные?
Развивая фармацевтическое производство, можно не только реально снизить стоимость медикаментов, но и создать аптечную сеть от производителя. Это возможность реализовывать собственные товары по более низким ценам, то есть по себестоимости, а также предложить своим коллегам по цеху возможности сбыта их продукции.
В чем же причина непопулярности отечественных медикаментов? Все дело в том, что устаревшая промышленность не дает возможности выпускать продукцию, способную пройти элементарную сертификацию и, таким образом, составить достойную конкуренцию ввозимым препаратам. И причина тривиальна - не соблюдаются стандарты качества.
Понятно, что основная проблема связана с тем, что отсутствует технический потенциал, имеющееся оборудование безнадежно устарело. А возможность купить новое есть далеко не у каждого. Вот тут и может пригодиться система кредитования малого и среднего бизнеса.
Не стоит забывать и о таком регулирующем факторе роста фармацевтического рынка, как государственные закупки, влияние которых на казахстанский рынок лекарств поистине колоссально. И действительно, если бы отечественные медикаменты были бы достойного качества, то именно они вошли бы в основной ассортимент лекарственных препаратов в государственных клиниках, больницах “Скорой помощи”, специализированных благотворительных организациях, раздающих лекарства бесплатно всем нуждающимся и обращающимся за помощью. Государственный протекционизм даст возможность стабильного сбыта лекарственной продукции, что привлечет инициативу казахстанских предпринимателей, заинтересованных в том, чтобы их бизнес был не только успешным, стабильным, но и перспективным. А в условиях кризиса, который можно охарактеризовать как своеобразную ступень для роста, малоразвитые отрасли действительно получают второй шанс.
Со временем ассортимент продукции отечественных фармацевтических предприятий будет способен потеснить импортную продукцию. Естественно, что спрос на казахстанские лекарства сформируется не сразу, для этого потребуется время. Возможности же отечественного фармацевтического рынка выглядят весьма перспективно и привлекательно. Здесь можно даже подумать и об экспортном потенциале отечественного провизорского бизнеса. Первую ставку следовало бы сделать на наших центрально-азиатских соседей (где собственная фармацевтика практически отсутствует) - Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, которым можно было бы попытаться предложить более выгодные условия сотрудничества - даже при наличии таких мощных импортеров этого специфического рынка, как российские и индийские предприятия. |