|
Сергей Козлов
История политической мысли современного Казахстана, к сожалению, бедна оригинальными идеями. Все они, способствующие реальному общественному (и просто человеческому) развитию, по большей части были нами заимствованы. И все, как правило, приходили с Запада, на который, как на цивилизационный образец, постоянно и до сих пор уповают и оппозиционеры, и властные функционеры
Однако в наше время есть, пожалуй, один пример, когда именно в Казахстане возникла общественная структура, которую вполне можно назвать уникальной, породившей целое направление в отечественной политической философии и в формировании оригинальной, именно казахстанской концепции построения современного общества.
Речь идет об объединении “Правовое развитие Казахстана” (ОПРК), пятнадцатилетие которого в эти дни отмечают в стране. Юридически оно было зарегистрировано весной 1994 года, однако фактически возникло за два года до этого и активно проявило себя уже в составе Верховного Совета 12-го созыва (1990-1993 годы).
ОПРК вплоть до конца 90-х годов прошлого века оставалось единственной общественной организацией в стране, сумевшей сформировать по-настоящему демократические идеи и методы управления, и ни партии, ни тем более оппозиционные или правозащитные организации в то время сделать этого просто не смогли.
Инициаторами создания ОПРК были Виталий Воронов, Мурат Раев, Александр Перегрин, которые занимали ключевые должности в Комитете по вопросам депутатских полномочий и правам человека Верховного Совета 12-го созыва. Так что практически все замечания и поправки, вносимые в форме заключений по законопроектам от имени данного комитета, являлись совместными разработками инициаторов ОПРК.
Кроме того, Раев и Воронов являлись членами Президиума Верховного Совета и непосредственно участвовали в принятии решений этим органом власти. К тому же Виталий Воронов, имевший огромный авторитет среди депутатов и работников аппарата парламента, был еще и помощником президента Н. Назарбаева по связям с Верховным Советом.
Так что рычаги и возможности оказывать реальное влияние на тогдашнюю политику у создателей ОПРК были, если учесть, что Казахстан в то время был фактически парламентской республикой.
Однако обстановка в стране менялась довольно динамично, и в декабре 1993 года ВС был распущен. В избранном в марте 1994 года Верховном Совете 13-го созыва ОПРК также приняло самое непосредственное участие, в частности, в работе крупнейшего депутатского объединения “Прогресс”, войдя в его руководящий совет. Тогда как в группе самого ОПРК в парламенте состояло 17 парламентариев из 172.
Позднее в связи с прекращением деятельности и этого состава парламента ОПРК превращается из “парламентской партии” в организацию, которая вынуждена перенести основную свою работу в регионы. Она строилась по трем главным принципам: разработка концепции, апробация ее в ходе публичной дискуссии, совершенствование и адаптация, воплощение концепции либо ее элементов в нормативно-правовых актах.
За десять лет активной деятельности в недрах ОПРК было разработано множество таких оригинальных концепций, актуальность которых важна и сегодня. Они касались местного самоуправления, инвестиционного аграрного фонда, судебно-правовой реформы, долгосрочной региональной политики, выборного законодательства, “оптимального парламентаризма” в Казахстане, оценки эффективности деятельности региональных органов власти и управления, альтернативной экономической политики и многих других сторон жизни государства и общества.
Однако практически удалось апробировать и уж тем более применить лишь единицы из разработок. Одним из блестящих примеров реального воплощения идей и методов ОПРК явилось применение концепции региональных программ в Карагандинской области в конце 90-х годов.
Эффективность карагандинского эксперимента ОПРК была так высока, что по его итогам правительство распорядилось распространить данный опыт по всем регионам - через брошюры, семинары, специальное обучение. С подачи специалистов ОПРК термин “региональная экономика” стал рабочим и обрел смысл именно с тех пор.
Тончайшие правовые механизмы, использованные в карагандинской программе ОПРК и в концепции управления госимуществом, дискутировались с участием ведущих правоведов страны. Они оказались настолько отработаны, что, несмотря на последующие многочисленные изменения в законодательстве, успешно применяются в регионах до сих пор.
В результате регионы получили огромные полномочия (по сравнению с существовавшими раньше), тогда как ответственность (по уровням власти) была реально перераспределена, кризис 90-х был преодолен со значительно меньшими потерями и в более короткие сроки.
Однако времена меняются, и возникшие в стране в первые годы XXI столетия процессы вынудили активистов и основателей ОПРК свернуть свою работу. Главная причина этого заключалась в том, что в Казахстане все большее значение приобретали финансово-промышленные группы, которые могли уже успешно реализовывать свои интересы, добиваясь властных полномочий. Тогда как ОПРК - это проект “чистых общенациональных концепций”, избавленных от групповых интересов.
Судить о том, что это был за проект, можно сегодня по оценкам и прогнозам, которые ОПРК давали в годы своей работы. Это очень эффективные критерии проверки правильности концепций объединения. Даже прежние противники ОПРК сегодня не могут не согласиться с тем, что эти оценки и прогнозы в подавляющем большинстве были удивительно точны и беспристрастны. |