|
Анна Шелепова, Константин Маскаев
С момента девальвации казахстанской национальной валюты рынок товаров не перестает температурить. Последние несколько недель власти предпринимают попытки контролировать цены на внутреннем розничном рынке, но это не приносит успеха.
У “НП” есть своя точка зрения, как решить проблему наиболее рационально и без потерь. Более того - использовать непростые финансово-экономические условия в качестве стимула для создания перспективной экономики. Миллиарды тенге, которые государство и частный капитал тратят сегодня на закупку продуктов импортного производства, следует переориентировать на проекты по строительству собственных заводов и разработку отечественных технологий
Сразу после обвала курса тенге по отношению к доллару (падение пока остановилось на отметке около 25 процентов) среди населения наблюдался ажиотажный спрос на продукты питания и предметы первой необходимости. Большинство продавцов воспользовались ситуацией и подняли цены, в том числе и на ту одежду, обувь и аксессуары, которые были ввезены и подвергались таможенной очистке еще до “дня икс”, то есть по старому прайсу.
Подняли цены на свои услуги и туроператоры. А особенный взлет цен произошел в сфере торговли медикаментами. При этом начальник департамента таможенного контроля Алматы Мурат Баймухамбетов заверил, что запасы медикаментов в южной столице составляют более 900 тонн. Дескать, лекарства наверняка ввезены в страну до девальвации тенге и их стоимость не должна повышаться. Но это мы с Муратом Альмуратовичем хорошо понимаем. А коммерсантам сие не особо ведомо, посему цены взлетели уже на оптовых складах. Фармкомпаниям же осталось только реагировать адекватно новым условиям.
В общем, как признались нам в департаменте предпринимательства при горакимате, власти вряд ли смогут контролировать цены на импорт. А ведь из 95 категорий товаров потребительского спроса, выделяемых Агентством по статистике, 56 позиций более чем наполовину покрываются за счет импорта. Из 141 категории товаров промышленного назначения 72 вида ввозится из-за рубежа. Таким образом, на импорт приходится почти 68 процентов реализуемого в стране мяса птицы, 84 процента овощей, около 60 процентов сыров. Об одежде и говорить не приходится - это почти 90 процентов. Как уж тут контролировать цены?!
Объем ВВП Казахстана в 2008 году составил около 135 миллиардов долларов (около 8,5 тысячи долларов на душу населения), о чем в ходе интервью официальной прессе в конце декабря прошлого года сообщил президент. Импортозависимость же Казахстана (не секрет, что она считается чрезмерно избыточной) ежегодно составляет около 25 процентов от ВВП (по данным документа “Среднесрочная фискальная политика правительства РК на 2007-2009” (с изменениями согласно постановлению правительства от 25 августа 2006).
Таким образом, несложно посчитать, что на ввоз (в том числе товаров народного потребления, включая продовольствие, промтовары, сырье и технику), по крайней мере, в минувшем году истрачено 33 миллиарда 750 миллионов долларов.
Поскольку внутренний рынок республики в значительной степени импортозависим, это оказывает влияние и на формирование потребительских цен. И сегодня как раз тот драгоценный момент, который способен вывести отечественного производителя и фермера на новые, более достойные роли. Речь идет о создании и использовании альтернативных схем по замещению импорта.
В этом случае колоссальные средства, которые сегодня уходят на поддержку зарубежной промышленности, следовало бы направить на открытие собственных производств. К примеру, сметная стоимость небольшого полноценного завода по производству молочных продуктов с позитивной рентабельностью составляет 5 миллионов долларов. Во столько же обходится строительство предприятия по изготовлению рыбных продуктов.
И здесь не так давно с помпой выделенные правительством деньги (по миллиарду долларов на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропрома и реализацию прорывных инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов - итого 3 миллиарда долларов) можно под строгим госконтролем государства и при его непосредственном участии направить в том числе на пищепром, построить новые заводы, привлечь специалистов, создать рабочие места.
Просчитать, сможем ли мы большей части соотечественников предложить, к примеру, отечественные сыры, консервы, колбасы - при условии, что они не будут уступать по качеству российскому продукту при более низкой стоимости, будет несложно. Скорее всего, большинство казахстанцев такой вариант устроит. И граждане с удовольствием предпочтут, во-первых, более дешевый, во-вторых, привычный, в-третьих, экологически безопасный (в отличие от “захимиченного” западного полуфабриката) отечественный продукт! Аналогичные проекты можно рассчитать и по ряду других продуктов и производств.
Кстати, недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением к индийским фармацевтическим компаниям рассмотреть возможность стартового изготовления лекарств в Казахстане. Для сведения: ежегодный импорт лекарств в страну превышает 500 миллионов долларов.
Кто следит за ценами?
В Департаменте по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) по Алматы поясняют: “Из ряда госорганов была создана рабочая группа, которая проводит ежедневный мониторинг цен и наличия основных потребительских товаров на внутреннем рынке города. В задачи данной рабочей группы не входит контроль цен на товары внутреннего рынка, так как Казахстан является правовым государством с рыночной экономикой и рыночными механизмами регулирования цен”.
Как нам пояснил директор юридического отдела финансовой полиции Ерболат Кайназаров, у полицейских нет законных оснований контролировать цены. “Речь идет о том, что если предприниматель повышает цены и при этом пытается скрыть доходы, в этом случае финансовые полицейские могут применить к нему законные действия. Но никаких специальных схем по удерживанию цен у нас нет”. |