|
Алла Иванилова
Казахстан занимает предпоследнее место в мире по рейтингу “Международная торговля”, который характеризует уровень сложности осуществления импортно-экспортных операций. Учитывая такой непривлекательный имидж, государственные мужи решили в очередной раз реформировать работу таможенных органов. Однако предприниматели не уверены, что это спасет ситуацию
Чтобы понять, насколько плачевно положение Казахстана, стоит отметить, что исследованиями, на основе которых выставляется рейтинг “Международная торговля”, охвачена 181 страна. Наша республика находится на 180-м месте, замыкает список Кыргызстан (что довольно странно, учитывая, что эта страна уже несколько лет является членом ВТО).
Сегодня в Казахстане для осуществления импортных поставок товаров необходимо иметь 13 разрешительных документов, для экспортных - 11. Получение каждого из них связано с административно-бюрократической процедурой, требующей немалых затрат времени.
Кроме того, в ряде случаев существует дублирование документов, например, когда речь идет о разрешениях, необходимых для ввоза продукции, подлежащей государственной регистрации. Как отметил заместитель председателя Таможенного комитета Сержан Дюсебаев: “180 минут - это время, которое затрачивается на сегодняшний день”. При этом чиновник уточнил, что они считали только время контакта с представителями контролирующих органов. Ожидание в очередях, хождение с документом от одного окошка к другому и прочее в расчет не бралось.
Согласно данным исследования, проведенного в рамках проекта USAID, получение всех нужных документов и прохождение всех необходимых процедур по экспорту в Казахстане занимает 89 дней и сопряжено с затратами порядка 3005 долларов, цифры по импорту - 76 дней и 3055 долларов. Причем если срок по сравнению с прошлым годом не изменился, то цена выросла значительно - в 2008 году процедуры импорта стоили 2780 долларов.
Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана (СТЭК) и исполнительный директор Ассоциации горно-добывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец также отмечает, что на таможенных постах “чересчур много времени занимает обработка документов прибывших грузов, не созданы условия для хранения крупногабаритных грузов на таможенных или свободных складах, излишне зарегулированы требования и ограничены сроки их хранения”. Это, по его мнению, “негативно сказывается на процессе товарооборота между странами, который и без того замедлился в условиях мирового кризиса”.
Эксперты проекта USAID предлагают объединить подразделения министерств и ведомств, выдающих разрешения по импорту-экспорту, в систему одного окна с предварительным информированием таможенных органов о факте ввоза или вывоза той или иной партии товара. А на следующем этапе ввести систему одного окна вообще в отношении всех госорганов, так или иначе вовлеченных в импортно-экспортные процессы. В итоге сократится не только время оформления документов, но и у всех участников внешнеэкономической деятельности уменьшатся расходы и им будет дешевле проводить операции.
Отечественное правительство прислушалось к иностранцам. Таможенникам отдали часть контролирующих функций, которые до этого принадлежали другим госорганам, таким, как Министерство здравоохранения и Минсельхоз. В частности, на таможенные органы возложили транспортный, ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль.
Кроме того, работа таможенных органов будет полностью автоматизирована. Для этого был создан Центр оперативного контроля. Как уверен заместитель председателя Таможенного комитета Сержан Дюсебаев, благодаря этим мерам “где-то в три раза сократится время прохождения”.
Некоторые предприниматели склоняются к мнению, что передача таможенникам несвойственных контролирующих функций, напротив, усложнит их работу и породит еще большую коррупцию, поскольку все будет отдано им на откуп. Нельзя сказать, что эти сомнения беспочвенны. Таможенная служба издавна и вполне заслуженно считается одной из самых коррумпированных в стране. Иностранные эксперты этого могут и не знать, но правительство и депутаты - вряд ли. Может, сначала следовало очистить этот орган от коррупции, а затем уже наделять его новыми полномочиями? Или чиновников ввело в заблуждение то обстоятельство, что в активизировавшейся в последнее время борьбе с коррупцией жертвами все больше становятся акимы, полицейские, экологи, даже учителя... а вот таможенников нет. Кстати, почему нет таможенников?
Однако руководство Таможенного комитета с этим не согласно. По их словам, в Центре оперативного контроля будут сидеть представители проверяющих органов и в режиме он-лайн следить за правильностью процесса.
По мнению Сержана Дюсебаева, такой осмотр ничем не отличается от личного присутствия, поскольку “у них нет хороших лабораторий и их контроль заключается в том, чтобы проверить документы и визуально осмотреть груз”. “Несмотря на то, что на границе не будут присутствовать эти органы, контроль в том объеме, в котором проводился, будет проводиться”, - заверил заместитель председателя Таможенного комитета.
Кроме того, в данное время Министерством экономики разрабатывается новый Таможенный кодекс. Такое поручение дал премьер-министр страны, поскольку после работы над трехлетним бюджетом и Налоговым кодексом выявились изъяны в данном законодательстве.
Новый Таможенный кодекс должен устранить имеющиеся барьеры, сократить сроки и перечень документов для оформления, ввести новые требования по техническому обустройству складов и решить другие задачи. К тому же необходимость обновления документа связана и с тем, что Казахстан недавно ратифицировал конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и в настоящее время в рамках ЕвразЭС участвует в подготовке законодательной базы для формирования Таможенного союза с Россией и Белоруссией. Однако президент СТЭК и исполнительный директор АГМП Николай Радостовец считает, что проект нового Таможенного кодекса не в полной мере соответствует международным документам.
Астана |