Анна Шелепова
В минувшие выходные во всем мире праздновался День потребителя. Для нас праздник стал поводом вспомнить о далеко небезоблачных взаимоотношениях между потребителями и продавцами, а также поговорить о законопроекте “О защите прав потребителей”
Напомним, что все еще действующий Закон “О защите прав потребителей” принимался 18 лет назад. Очевидно, что он безнадежно устарел, и правительство решило разработать новый. Но как комментирует Светлана Савченко, президент Национальной лиги потребителей Казахстана: “парламентарии не учли множество поправок Национальной лиги. В законопроекте нет процедуры по урегулированию конфликта между покупателем и продавцом в досудебном порядке. Хотя прежде она была, а теперь ее просто исключили.
В законе не определена и концепция презумпции невиновности потребителя. Она является ключевой, потому что производитель грамотный, у него есть информация, а потребитель не владеет этой информацией. Поэтому отсутствие концепции презумпции невиновности потребителя делает этот закон отставшим. Законопроект в том виде, в каком есть, выглядит беззубым и совершенно бесполезным для потребителей”.
Прежде чем принимать законопроект, Светлана Савченко предлагает обратиться и к опыту развитых стран. К примеру, в Англии существуют два государственных органа, которые защищают потребителей. Один из них создает законы, другой адаптирует, то есть знакомит англичан с законами. В Казахстане до сих пор нет ни госоргана, ни госзакона, ни госполитики в отношении потребителей.
А пока законопроект обсуждается, Светлана Савченко поделилась итогами за прошедший год. С 1 марта 2008 года по 1 марта 2009 года в Лигу потребителей обратились 4453 соотечественника. Более 50 процентов жалоб поступило на монополистов. За некачественные товары и услуги (работы) только в Алматы и только за истекший год удалось вернуть 453 миллиона тенге материального ущерба и более 8 миллионов тенге морального вреда в судебном порядке и около 85 миллионов тенге в досудебном порядке.
Чаще всего алматинцы жаловались на антисанитарное состояние вагонов и на действия обслуживающего персонала железнодорожных перевозчиков. А также на деятельность КСК, связанную с невыполнением своих обязательств по проведению капитального и текущего ремонта, сантехническому обслуживанию и необоснованным повышением расходов на содержание жилья без согласия жильцов. Жаловались на некачественные медицинские услуги - на неверно поставленные диагнозы и неверно назначенное лечение. А особенно много нареканий прозвучало в адрес поликлиник, где детям должны оказывать услуги бесплатно. В реальности же практически за все услуги приходится платить.
Множество проблем оказалось и в сфере образования.
- Дети, сидящие в садах и школах за китайскими партами и столами, страдают сколиозом, - рассказывает Светлана Савченко. - Дело в том, что у китайцев свои стандарты, а наши дети крупнее и выше. Представьте, как они сидят по шесть часов в скрюченных позах, упираясь коленками в парты... Если ситуацию не изменить сейчас, то буквально через десять лет мы получим нацию инвалидов.
Для того, чтобы изменить ситуацию и “расшевелить” самих потребителей, в ближайших планах лиги ввести в школах урок “потребительского образования”, чтобы люди учились выбирать и знали свои права. С этой же целью на одном из телеканалов в эфире идет программа, где тестируют продукты. Кстати, благодаря экспертизе продуктов выяснилось, что кумыс, шубат, наурыз-коже отдельных производителей, продающиеся в крупных супермаркетах, опасны для здоровья. В народных напитках обнаружена кишечная палочка. А какие еще сюрпризы таят прилавки городских магазинов?!
Словом, потребитель должен быть всегда начеку. А пока в помощь ему существуют только бесплатные юридические консультации в самой Лиге потребителей да интернет-сайт. |