Наталия Цой
В Алматы разделение тарифов по категориям потребителей на централизованное снабжение холодной водой было введено с 30 декабря 2008 года. Но необходимость подобных преобразований после президентского послания стала выглядеть еще более спорной
Конечно, холдингом запланировано сделать в этом году много: отремонтировать водопроводные и канализационные сети, резервуары, бассейны суточного регулирования, провести реконструкцию одной водопроводной станции и одной электрической подстанции, пробурить дополнительные скважины. Согласно программе развития на период 2008-2012 годы по “Организации водоснабжения”, затраты составляют 37,5 миллиарда тенге, по “Организации водоотведения” - 58,6 миллиарда тенге. В среднем, только в этом году по обоим разделам необходимо затратить 19,2 миллиарда тенге.
В то же время известно, что для городской системы водоснабжения по-прежнему актуальны проблемы потери воды и износа фондов. На сегодняшний день по водопроводным трубам степень износа составляет 77 процентов, а по системе водоотведения - 40 процентов. Анатолий Прокудин, заместитель генерального директора “Алматы Су”, заявил, что введение новых тарифов в первую очередь преследует цель поддержания фондов в том состоянии, которое могло бы на много лет вперед обеспечить бесперебойное оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Однако, как следует из поручений Нурсултана Назарбаева и из последующих действий правительства, деньги на капитальный ремонт ЖКХ в стране будут выделены из бюджетов - республиканского и местного. Так насколько значительна в этих средствах доля собственных денег водоканала и в какой степени та разница, которую получит предприятие за счет повышения тарифа, поможет решить эту проблему?
В свое время причиной создания холдинга “Алматы Су” вместо “Горводоканала” стала именно необходимость улучшения эффективности водохозяйственной деятельности, а целью и задачами реструктуризации системы водоснабжения в Алматы: создание для каждой из соответствующих услуг - транспортировки и распределения питьевой воды и водоотведения - отдельного субъекта естественной монополии. Но настораживает тот факт, что, являясь монополистом, данный холдинг может называть тысячи причин для повышения тарифов, и не факт, что дальнейший рост заставит себя ждать.
Например, новая вывеска предполагает новое наполнение. В первую очередь, это может быть обязательный освежающий ремонт с заменой мебели в руководящих кабинетах, опять же не обошли вниманием и коллектив. Численность работников предприятий холдинга была увеличена на сто человек, и это еще не предел. А вот еще одно из возможных обстоятельств - водоканал планирует открыть два центра обслуживания населения, и на все это нужны деньги...
Возвращаясь к градации тарифов, отметим, что самой “высокооплачиваемой” группой оказались “прочие предприятия и организации”, в которые попадают практически все бизнес-структуры. В данном случае “Алматы Су” решило долго не думать и причесать всех одной гребенкой.
Единый тариф введен и для автомоек, и для детских садов. Да, водники кивают на то, что садики - частные и коммерческие. Но после повышения тарифов многие сады могут просто-напросто закрыться, ежемесячная стоимость окажется неподъемной для родителей. А при нынешнем дефиците дошкольных учреждений устройство детей станет еще более серьезной проблемой. То есть проблема - социальная. Так может стоит пересмотреть критерии дифференциации и внести коррективы в формирование тарифной сетки?
Но руководство “Алматы Су” по-прежнему уступать никому не собирается. Детские сады, по его словам, не должны иметь никаких преимуществ. А вот советы, как можно сэкономить даже на использованной влаге, дает с удовольствием. Например, предлагает водой из бассейна поливать деревья и газоны.
Не лишним будет напомнить, что теперь граждане за один кубометр воды оплачивают 20 тенге, бюджетные организации отдают 33,60 тенге, “прочие предприятия и организации” - 110,88 тенге. Услуги канализации обойдутся в 9 тенге для населения и 45 тенге для прочих пользователей. |