|
Автобусная обстановка
В последнее время основная масса общественно-активного населения заметно дистанцировалась от простого народа. Тут я в первую очередь говорю о тех, кто давно и надежно пересел на личные автомобили или пользуется наемным транспортом и совершенно перестал прибегать к услугам транспорта общественного (самолеты и поезда - не в счет). Речь меж тем идет о тех, чье служебное положение и гражданская позиция могли бы существенно поправить ситуацию, в которой оказался сегодня городской пассажирский транспорт
Как большинство журналистов и чиновников различных рангов передвигаются по городу? Уж точно не на китайском пыхтящем “бусике”. И не в битком набитом ЛиАЗе. А при упоминании о троллейбусе или трамвае мы, в лучшем случае, с умилением вспоминаем золотые детские или студенческие годы. И теперь мы мало что знаем о той части жизни, которую вынуждены доверять горожане общественному транспорту. Многие семьи (в которых позволяет бюджет) даже детям ежедневно выделяют так называемые транспортные, чтобы не подвергать стрессу хрупкое детское сознание при перемещении по городу. В такси шанс встретить хама значительно ниже, а степень комфорта и безопасности передвижения несравнима. Варианты с водителями-маньяками здесь не рассматриваем, ибо это случаи исключительные.
Я совершенно не склонен возводить стену непонимания между теми, кто ездит в автобусе, и теми, кто сумел избавить себя от этой напасти. Но, во-первых, кто бы зарекался; во-вторых, и в нашем ближайшем окружении достаточно пассажиров городского автотранспорта; в-третьих, даже в Лондоне люди не чета нам ежедневно занимают свое место в омнибусе. И им совершенно незнакомы те специфические нюансы, с которыми наши люди смирились как с чем-то неизбежным. И различия эти порождаются только одним - отношением власти к этому общественно важному, но почему-то надежно забытому делу. Именно забытому, ибо в приснопамятные времена на работу в муниципальный автобусный парк брали морально устойчивых, непьющих и наиболее ответственных. И даже таким “кристальным” обслуживание пассажиров доверяли только после достижения определенной классности, которая складывалась из стажа и безаварийной работы. При этом каждый водитель, отправляющийся на маршрут, проходил экспресс-обследование состояния самочувствия - не то, что запах “со вчерашнего”, но даже “не те” температура или давление могли стать причиной снятия водителя со смены.
То, что произошло с общественным транспортом сегодня, ставит под сомнение, что может быть как-то иначе, лучше и правильнее. Недавно власти Казахстана совершили беспрецедентный шаг: в стране в течение двух недель проводили оперативно-профилактическое мероприятие “Автобус”. Если бы такая проверка проводилась периодически, то, возможно и предмета для разговора не было, как не было бы и самой проблемы. Но годы попустительства сделали свое дело, и опубликованные сегодня цифры красноречиво говорят: предел где-то близок, еще чуть-чуть и мы потеряем целую отрасль. За две недели полиция, представители акиматов и общественности выловили 74 водителя под алкогольной или наркотической “мухой”. Всего за 10 весенних дней выявлено свыше 18 тысяч грубых нарушений правил дорожного движения, среди которых 1335 фактов превышения скорости, 817 автобусов незаконно переоборудованы, 2051 автобус не прошел техосмотра. В 2930 случаях водители не имели соответствующих документов. За выпуск в эксплуатацию транспортных средств, имеющих технические неисправности, привлечено к ответственности 19 должностных лиц. Выявлено 45 фактов нарушений и требований международных соглашений, и законодательства РК, и в сфере международных пассажирских перевозок, 12 из них в Астане и 17 - в Алматы.
Как поясняют в республиканском комитете дорожной полиции, само проведение спецоперации такого масштаба связано прежде всего с большим количеством ДТП, происходящих по вине водителей общественного транспорта.
Ежегодно в Казахстане совершается порядка 350 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей пассажирского транспорта, в результате которых погибает около 100 и получают увечья свыше 400 человек.
Несколько лет назад владелец частного автопарка в Актобе намеревался оборудовать городской общественный транспорт видеокамерами и следить, чтобы водители соблюдали правила, не превышали скорость и были вежливы с пассажирами. В соседней Казани автобусы снабдили еще и приборами спутниковой навигации. То есть о проблеме, которую несут населению нерадивые водители, в автопарках известно не хуже, чем самим пассажирам. Где-то на это закрывают глаза. Где-то пытаются навести порядок. Мы можем предложить еще и такой способ контроля: дорожные полицейские могли бы наказывать вместе с водителем и владельца автопарка - за любое более-менее серьезное нарушение. Лишь бы это пошло на пользу тем, ради кого (и за счет кого - что очень важно понимать), собственно, и существует общественный транспорт. |