|
Ботагоз Омар
В условиях мирового финансового кризиса все большее количество стран склоняется в сторону исламских банков, которые с недавнего времени представлены и в нашей стране. А потому их специфика была рассмотрена на отдельной секции недавнего Экономического форума, прошедшего в Астане
Как утверждают международные эксперты в области исламского финансирования, недавний кризис не оказал прямого влияния на банковскую систему, принятую в ряде стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Причиной тому стали принципы, основанные на шариате и во многом отличающиеся от традиционной банковской системы. По словам представителя Международного исламского университета Малайзии доктора Ахмеда Камел Мидин Меера, есть три характеристики монетарной системы, которые могли привести к ее краху и которые исламским банкам ввиду их специфики удалось избежать. К ним относятся: наличие бумажных денег, которые не имеют золотого эквивалента, раздробленность банковского сообщества и крупные суммы займов, выданных реальному сектору экономики.
Гость из Малайзии считает, что “большое количество финансовых кризисов начало происходить с начала 70-х. Финансовую систему начало лихорадить, как только золото, золотое обеспечение было убрано из финансовой системы”.
По мнению эксперта, для выхода из этой ситуации необходимо, во-первых, ввести определенную математическую единицу, которая связывала бы деньги с финансовыми активами. А во-вторых, параллельно с предоставлением финансовой помощи банкам помогать и реальному сектору избавиться от излишней задолженности.
Нашей страной в феврале был принят закон, регулирующий вопросы функционирования исламских банков. Директор департамента стратегии и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Нурлан Абдрахманов убежден, что исламский банкинг “является одним из растущих секторов финансового рынка на международной арене”. По его словам, объем данного рынка сегодня исчисляется суммой в 700-800 миллиардов долларов США. Ожидается, что к 2013 году этот уровень превысит показатель в 1 триллион долларов.
В соответствии с принципами исламского финансирования в казахстанском законе прописано, что банки, созданные по этой модели, не могут взимать процент вознаграждения и финансирование кредитуемых ими проектов не может быть связано с финансированием табачной, алкогольной продукции, с игорным бизнесом или с вооружением: все это противоречит духовным принципам.
Еще одна отличительная особенность данной системы заключается в том, что исламские банки придерживаются “принципа развития благосостояния, а не роста долгов”. Согласно этой философии, нельзя неразборчиво давать кредиты - “не то люди будут их использовать направо и налево”.
По мнению отечественных предпринимателей, минусом столь новой для нашей страны системы является консервативная политика и, как следствие, длительное рассмотрение проектов, а также отсутствие системы обучения клиентов, не знакомых с принципами исламского банкинга.
Однако, как утверждают представители трех крупных банков второго уровня, внедривших эти продукты у себя (в Казахстане действует линия от Исламского банка развития на сумму в 50 миллионов долларов), на эти проблемы они уже обратили внимание. Они создали специальные структуры, и обученные специалисты “полностью объясняют, как происходит вся транзакция от А до Я”.
Интерес к столь новой для Казахстана банковской модели был настолько велик, что местные бизнесмены напомнили регулятору, что во многих исламских банках зарубежных стран существуют шариатские наблюдательные советы, и поинтересовались, какие меры будут предусмотрены у нас для развития исламского права. “Я хотел уточнить, что АФН не будет заниматься развитием шариата, потому что АФН - это орган регулирования финансовых услуг, а не духовного регулирования, - ответил Нурлан Абдрахманов. - Мы предусмотрели на законодательном уровне создание советов по принципам исламского финансирования в исламских банках. Соответственно, на эти советы, которые будут в каждом банке, возлагается вся ответственность и непосредственно по образованию населения в смысле исламских финансовых продуктов”.
Астана |