|
Алла Иванилова
После того, как пост министра охраны окружающей среды покинул Нурлан Искаков, поползли слухи о том, что руководство ведомства причастно к хищению казенных денег. Правоохранительные органы не стали скрывать истину и вскоре подтвердили народную молву
Назначение на должность министра охраны окружающей среды экс-главы Южно-Казахстанской области Нургали Ашимова для многих стало неожиданностью. Знающие люди стали поговаривать, что в природоохранном ведомстве творятся незаконные дела, мол, это и стало причиной смены руководства. Действительно, двум вице-министрам охраны окружающей среды - Альжану Бралиеву и Зейнолле Сарсембаеву - были предъявлены обвинения. “Бралиеву предъявлено обвинение по двум фактам - в злоупотреблении служебными полномочиями и хищении средств при проведении государственных закупок, а Сарсембаеву предъявлено обвинение по факту хищения средств”, - уточнила пресс-секретарь Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Дамежан Есембекова. Заочное обвинение по фактам хищения бюджетных средств предъявлено и директору департамента финансового обеспечения и стандартов качества государственных услуг МООС Татьяне Савицкой.
Сумма, которую чиновники украли у государства, составляет 522,8 миллиона тенге. Эти деньги были выделены правительством на реализацию проекта по утилизации вредных отходов. Вице-министр Бралиев, будучи председателем конкурсной комиссии, в прошлом году провел тендер с нарушением законодательства. В результате более полумиллиарда тенге было похищено и обналичено через подставную фирму.
Статья, которая инкриминируется Альжану Бралиеву - “Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций” - предполагает лишение свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества и лишение права занимать государственные должности сроком до трех лет.
|
Где границы нечистоты? |
Примечательно, что для г-на Бралиева это не первое уголовное дело. Бывший глава АО “Центр международных программ” подозревался в умышленном присуждении стипендий президента Казахстана кандидатам, не соответствующим предъявляемым требованиям, и в неправомерном начислении премиальных себе и своим заместителям на общую сумму 5,7 миллиона тенге. Однако уголовное дело, возбужденное сотрудниками финансовой полиции, до суда так и не дошло.
И вообще, как констатирует финансовая полиция, государственные закупки по-прежнему остаются прибыльной статьей бизнеса для некоторых государственных мужей. В прошлом году выявлено 265 коррупционных правонарушений, связанных с государственными закупками. При этом в суд направлено 160 уголовных дел. Сегодня в местах не столь отдаленных отбывают наказание за махинации с госзакупками 70 человек. Финансовые полицейские отмечают, что за два месяца текущего года выявляемость правонарушений, связанных с государственными закупками, возросла на 79 процентов. С начала года в суд уже направлено 18 уголовных дел.
По словам официального представителя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурата Жуманбая, “сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам в 2008 году составила более 397 миллионов тенге, а за два месяца текущего года - 80,2 миллиона тенге”. При этом представитель финпола заметил, что основная масса преступлений, связанных с госзакупками, совершается при реализации социальных программ. Нередко администраторы государственных закупок при планировании бюджетных заявок искусственно завышают цены на стоимость товаров, заранее создавая предпосылки для нарушения законности при проведении тендеров. “Только по программе “100 школ, 100 больниц” незаконными действиями должностных лиц исполнительных органов и недобросовестных предпринимателей государству причинен ущерб на сумму свыше 260 миллионов тенге”, - констатировал Мурат Жуманбай.
Госпрограмма “100 школ, 100 больниц” не раз попадала в поле зрения государственных мужей и обсуждалась на высшем уровне. Инициативу президента обеспечить учреждениями образования и здравоохранения народ Казахстана извратили. Более того, нашли способы “навариваться” на ней. Таких недобросовестных чиновников в конце прошлого года убрали с занимаемых постов, а некоторым сделали выговор.
Генпрокуратура так же констатировала нарушение законодательства о госзакупках при реализации проекта “Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства на 2007 - 2010 годы” в 2007-2008 годах. В частности, указывалось, что во всех регионах не соблюдены требования законодательства о госзакупках при проведении конкурсов по закупке работ по строительству школ и больниц.
В некоторых случаях победителями конкурсов признавались даже компании с сомнительным финансовым положением. Так, в Алматы три строительные компании в нарушение требований договоров о госзакупках получили от заказчика аванс в размере 30 процентов от общей стоимости строительства без гарантийной справки из банка о наличии на своих счетах суммы, составляющей 70 процентов от стоимости строительства школ.
Одно из столичных ТОО и вовсе было допущено к строительству областного центра крови в Костанае без единого документа, подтверждающего наличие необходимой строительной техники.
Нередко бесконтрольность и необоснованное предпочтение одних компаний другим при проведении госзакупок приводило к срыву и остановке строительных работ, утере бюджетных денег, выданных подрядчикам в виде авансового платежа.
В Генпрокуратуре уверены, что подобные факты происходят из-за слабого контроля со стороны уполномоченных госорганов, неисполнения своих обязанностей должностными лицами.
Однако, как видим, должностные лица сами порой причастны к правонарушениям.
Астана |