|
Анна Шелепова
У Казахстана с Египтом изменился визовый режим. С этого месяца нашим туристам придется ожидать визу на родине в течение месяца (прежде визу ставили по приезде в страну). Отношения испортились из-за скандала, случившегося в посольстве Казахстана в Египте. Произошел конфликт между сотрудниками посольства Казахстана и известным бизнесменом из Египта. Предприниматель собирался инвестировать 40 миллионов долларов в Казахстан, строить завод. Бизнесмен пришел в посольство заполнить документы, а его... выставили на улицу! Там, естественно, не оказалось ни стула, ни стола, ни ручки... Египтянин передумал ехать к нам в гости и инвестировать солидные средства, а также сообщил об этом конфузе в МИД Египта
Вопрос с сотрудниками казахстанского посольства в Египте до сих пор решается. Пока неизвестно, уволят их или нет, но отношения испорчены, и, по сути, пострадали отечественные туристы. Президент Алматинской ассоциации туристических организаций Нуржамал Кайсенова направила письма в Министерство иностранных дел Египта и в Министерство по туризму, лично использовала все свои связи, и на данный момент, до 15 марта, власти Египта разрешают въезжать организованным туристским группам без визы, по визовой поддержке. Но это только пока.
Увы, это не единичный пример. Скандальный случай был в казахстанском посольстве в Италии, где трех граждан Казахстана же, попавших в ЧП, не принимали целый день. А еще в одной европейской стране, по рассказу туристов, оказалось, что наш посол не знает ни единого языка, кроме казахского, и с ним вообще невозможно вести переговоры иностранцам. Словом, работа отдельных посольств наносит удар по туристическому имиджу нашей страны. Однако это не единственная проблема на пути развития у казахстанского туризма.
В преддверии турсезона ассоциация провела круглый стол. Было обозначено несколько проблем. По словам глав туркомпаний, остро чувствуется кризис кадров. Туркомпании столкнулись с парадоксальной проблемой: во время безработицы они не могут найти профессионалов. Нет профессиональных гидов, англоговорящих проводников, хороших водителей, многие заповедники остаются закрытыми для массового посещения, туристы постоянно нарываются на шлагбаумы и поборы, не хватает отелей и кемпингов. Вот далеко не полный список ингредиентов, из которых пока состоит отдых внутри страны.
Было отмечено, что разработаны свежие интересные идеи, проекты и маршруты, но элементарно некому демонстрировать “визитные карточки” страны. Потому была открыта академия, где всех желающих учат приему гостей, профессиональному уровню обслуживания, гостиничному делу, взаимоотношениям турфирм и клиентов, новым технологиям в туризме. Ассоциация обратилась к вузам, и они пошли навстречу.
Главы туркомпаний считают, что студентам в университетах необходимо преподавать ораторское искусство, основы предпринимательства и продаж, поскольку студенты не умеют элементарно излагать материал, вести дискуссию с клиентом.
А в планах у ассоциации и вовсе создать базу профессиональных гидов, экскурсоводов, собрать и упорядочить сведения о народных умельцах, о точках, где продаются сувениры, где можно отведать национальной еды. Словом, сделать все по международному примеру.
В силу отсутствия профессионалов турфирмы вынуждены нанимать дешевых гидов и дешевые автобусы, в результате страдает качество экскурсий: гиды-дилетанты плохо знают край, историю, о знании языков говорить и вовсе не приходится. Автобусы часто не вполне исправны, водители упрямо экономят бензин, не желая заезжать и останавливаться в местах, удобных с точки зрения зрелищности тура.
Помимо кризиса кадров Нуржамал Кайсенова отмечает еще одну актуальную проблему - отсутствие инфраструктуры, нехватку отелей и кемпингов. “К примеру, в Египте, если частник приобретает землю для строительства отеля, но не строит отель в течение трех лет, государство изымает землю. Кроме того, обязательно должен быть конкретный проект, бизнес-план.
Банки частями перечисляют средства в строительную компанию и следят за процессом строительства отелей. В год так появляется 10-15 новых отелей на побережье. Не успевает отель открыться, как места в нем уже проданы по всему миру. Что у нас? Земли покупают те, кому это доступно. Строительство не ведется, земли заморожены в ожидании другого клиента, кто сможет их перекупить”.
По словам нашей собеседницы, земли у берегов озер и рек должны быть под контролем государства. Даже если частник приобрел землю на той территории, которая предусмотрена для развития туризма, то он должен быть подотчетным. Если государство видит, что земля не используется в этих целях, оно должно изымать землю. А у нас нет никакого контроля.
|
У пирамид дешевле, чем в Боровом |
Соотношение цены и качества дикое. Сутки на Капшагае доходят до 100 долларов, а день в отеле на Красном море - 30 долларов, причем по системе “all inclusive”. Поэтому нашим туристам порой дешевле отдыхать в Турции и Египте, чем в родной стране.
На круглом столе было отмечено, что не стоит забывать, что имидж страны начинается за рубежом. Нужны ролики, рекламирующие природу Казахстана, на CNN, Euronews. Организация рекламных туристических путешествий для журналистов и глав туркомпаний самых путешествующих стран - Италии, Германии, Англии. Казахстану необходимо участвовать в туристических выставках Европы и Азии, чтобы о нашей стране наконец-то заговорили с точки зрения туризма, и тогда, возможно, зарубежные туристы обратят взоры в сторону дивных уголков Казахстана. |