|
Алексей Мальченко
Систему видеофиксации и контроля за дорожным движением “Сергек” в свое время презентовали как “мегаустройства”, способные фиксировать не только превышение скоростного режима и заезда за стоп-линию, но и замерять уровень токсичности и даже распознавать лица. На деле заложенный потенциал так и не раскрыт, а “всевидящее око” ограничивается классическими опциями по сбору штрафов за типичные правонарушения. Со сбором данных все как будто понятно, но вот по части их хранения и обработки, а главное - уведомления автолюбителей возникает какой-то каламбур
Число имеет значение? С 1 января 2020 года на дорогах Алматы внедрили проект фотовидеофиксации и аналитики “Сергек”, запустили 400 аппаратно-программных комплексов. Этот проект реализуют в рамках государственно-частного партнерства департамента полиции Алматы и казахстанской IT-компании ТОО “Коркем Телеком”. Но прежде чем город оброс этими миниатюрными, как их называют водители, “виноградными гроздями”, еще в 2019 году запустили пилотный проект, состоящий из 10 комплексов “Сергек”. Уточним, что под “комплексом” подразумевается одна точка съемки (перекресток), на которой может быть установлена как одна, так и десяток камер. Во время экспериментального пуска результат полицейских порадовал. По данным начальника административной полиции Алматы Жандоса Мураталиева, за восемь месяцев 2019 года видеонаблюдения за нарушителями удалось зафиксировать более 45 тысяч нарушений на сумму, превышающую полмиллиарда тенге. Здесь стоит повториться, что проект был пилотным, то есть нарушения пусть и фиксировались, но адресатам не приходили. После официального объявления запуска системы “Сергек” ситуация изменилась, но не сильно, поэтому уже в марте полицейские решили не останавливаться на имеющийся сети камер и объявили о практически двукратном увеличении их числа. “Снижение количества ДТП обусловлено установкой на аварийных участках постов АПК “Сергек”. В Алматы функционируют 404 камеры “Сергек” (постов. - Прим. ред.). До конца 2020 года планируется установить дополнительно 380 камер: на 210 перекрестках и 170 линейных участках. За четыре месяца этого года с помощью камер АПК “Сергек” выявили более 60 тысяч нарушений ПДД. Наложен штраф на сумму свыше 436 миллионов тенге. Также в городе установили 105 постов АИС “БДД” (автоматизированная информационная система “Безопасность дорожного движения”). В местах, где установлены камеры, с каждым годом наблюдается снижение нарушений ПДД на 20 процентов. За четыре месяца этого года АИС “БДД” выявили более 77 тысяч нарушений ПДД. Наложено штрафов на сумму 394 миллиона тенге”, - еще в марте рассказал на брифинге начальник департамента полиции Алматы Канат Таймерденов. Всего с начала года на дорогах города выявлено 214 506 нарушений ПДД, при этом наложено штрафов на сумму 1,2 миллиарда тенге. То есть каждый комплекс АИС “БДД” “выписывает” штрафов приблизительно на 938 тысяч тенге в месяц, у комплексов “Сергек” аналогичный показатель составил 269 тысяч тенге в месяц. Если судить исключительно по штрафам, то рентабельность “Сергек” вызывает серьезные сомнения, и дело здесь не только в том, что каждый пост “Сергек” приносит в три раза меньше штрафов...
Сами с усами Дело в том, что стационары “Сергек” - удовольствие недешевое. Монтаж камер и наладку проводят за счет ТОО “Коркем Телеком”, а вот дальнейшее обслуживание вытекает для города в солидные траты. “Мы получаем деньги только за обслуживание. По госзакупкам сейчас мы получаем за обслуживание 404 комплексов “Сергек” в Алматы 53 миллиона тенге в месяц, или 130 тысяч тенге за каждый комплекс. Это каналы связи, электричество, обслуживание. Инвестиции на все остальное наши”, - дает пояснение представитель компании-разработчика “Сергек” Руслан Асаубаев. Неплохая арифметика, не так ли?! Даже если учесть, что приблизительная стоимость одной такой камеры составляет 50 тысяч тенге (как ранее утверждал один из разработчиков “Сергек” Асет Ахметов) и сюда же ложатся расходы на серверное обслуживание, электричество, компания явно не в убытке. Ведь те же камеры, провода и прочую технику для обслуживания каждого комплекса закупают единожды, а оплата из госказны поступает ежемесячно. Если же учесть, что из 269 тысяч тенге, которые “приносит” каждый комплекс, 130 тысяч уходит “на содержание”, то в сухом остатке в казне остается 139 тысяч тенге против 938 тысяч тенге в месяц от АИС “БДД”. Есть вопросы и по части хранения/обработки информации, причем не только у автолюбителей, но и у самих полицейских, о чем начальник управления информационных систем департамента полиции Алматы Ольга Агафонова рассказывала ранее. “Мы используем видеонаблюдение ЦОУ (Центр оперативного управления), камеры АИС “БДД”, и сейчас прорабатывается вопрос к доступу информации, которая хранится в “Сергек”. Пока нам предоставили доступ к электронной карте города, и, нажав на пост, мы можем отследить, какая машина проходит с нарушениями по каждому посту “Сергек”. Видеозаписи пока нам не предоставлены, но разработчики “Сергек” уже работают над этим. То есть сейчас такая ситуация. Стоит пост, на посту есть видеокамеры (“Сергек”. - Прим. ред.), они фиксируют и передают по каналам связи нарушения нам. Нарушения все обрабатываются у нас в общем центре единого реестра административных производств Генпрокуратуры (центр РАП). В этой же системе предусмотрена обработка “Сергека”, но мы привыкли работать с АИС “БДД”, в которой есть больше данных, которые используются сейчас. Поэтому мы и просим “Сергек”, чтобы они довели систему до нужных нам позиций, что они обещают”, - сказала Ольга Агафонова.
Пожизненный должник На самом деле автовладельцам не так важно, АИС “БДД” или “Сергек” зафиксировали правонарушение. Волнует то, что многие штрафы приходят гораздо позже и не отображаются достоверно во всех доступных для проверки сервисах. То есть автовладелец может “собрать” с десяток штрафов, но узнает об этом лишь тогда, когда это крайне неудобно, например, при продаже автомобиля, выезде за границу или при оформлении каких-либо банковских операций. Тут в качестве причин приводят следующие аргументы: медленную работу “Казпочты”, недостаток специалистов в Центре РАП (ведь, как утверждают полицейские, каждое правонарушение проверяет дежурный инспектор и заверяет цифровой подписью) и, конечно, осознанное уклонение. Еще один важный момент - ошибки самих камер. К слову, если водитель не согласен с выписанным штрафом, а бывает и такое, то его можно опротестовать. Например, вы объезжаете столкнувшиеся машины на перекрестке, а “Сергек” фиксирует нарушение правил разметки. Ему-то по большому счету все равно, что у водителя не было возможности объехать, не нарушив. Конечно, инспектор полиции в центре обработки должен все перепроверить, и вот здесь не исключен человеческий фактор, ведь ежедневно со всех камер сливаются сотни фиксаций. Узнать о наличии букета штрафов можно и от инспектора. Дело в том, что планшеты, которые есть у патрульной полиции, интегрированы с камерами фиксации нарушений. Если в каком-то квадрате проезжает машина, водитель которой имеет задолженность, то на планшеты ближайшего экипажа приходит сигнал. Так где получить достоверную информацию о наличии/отсутствии штрафов? Несмотря на то, что в сети можно найди с десяток сервисов, предоставляющих такие услуги (сюда же можно отнести и многие казахстанские банки), практически все они дают недостоверную или неполную информацию. Мы рекомендуем пользоваться всего тремя: сайтом электронного правительства (egov.kz), МВД (mvd.kz) и сайтом Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (qamqor.gov.kz). К слову, даже своевременная оплата (в том числе и льготная, с 50-процентной скидкой) не дает гарантию того, что штраф автоматически уйдет из системы. А это, как известно, может создать ряд трудностей и ограничений. Так что не спешите выкидывать чеки и квитанции об уплате штрафа. Если через пару-тройку дней штраф из системы не ушел, то следует обращаться в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, где и производят корректировку.
|