|
Даулет Алтаев
В соседней России не в пример жестко расправляются с владельцами машин с иностранным учетом. В частности, с теми, кто предпочитает использовать автомобили, которые числятся на учете в Армении и прошли таможенную очистку на ее территории в период действия льготного таможенного режима (такой товар не признается товаром ЕАЭС и при ввозе в страну - участницу экономического союза подлежит полной таможенной очистке на общих основаниях). Сейчас активно обсуждают и продумывают варианты конфискации подобных машин. Поэтому в России в последнее время проходит беспрецедентная на территории нашего общего экономического союза операция, которую в народе называют “охотой на армян”. Владельцы таких авто видят в этом преследовании, как они говорят, “элементы геноцида”. Люди по своей сути одинаковы почти везде, и владельцы “армянских” авто тоже спекулируют на теме, подменяют понятия и совершенно не к месту используют запрещенные приемы, завязанные на эмоциях великой этнической трагедии, на самом деле пытаясь защитить свои меркантильные интересы
Казахстан, как теперь видно, невероятно щедро и благодушно обошелся с владельцами автомобилей, которые находятся на иностранном учете. Напомним, что нашим не самым сознательным гражданам (а может, наоборот, излишне хитрым) разрешили использовать привезенные автомобили с армянскими номерами. То есть простили им все - сбор за первичную регистрацию, таможенную очистку, утилизационный сбор. А эти платежи могут составлять почти полную стоимость ввозимого подержанного автомобиля. Надо только пройти регистрацию и получить новые номера. Стоит процедура около 12 тысяч тенге. Иными словами - почти бесплатно. Правда, и этого им было мало, после эти люди продолжили возмущаться. Больше всего им не нравилось, что практически подаренный таким образом государством автомобиль нельзя продать. Ну и на всякий случай когда они собирали пикеты у административных зданий, то требовали разрешить им поставить на государственный учет автомобили, которые в принципе запрещены для ввоза в Казахстан - с правым расположением руля и не соответствующие экологическому классу. В общем, продолжали выкручивать руки властям. Но те выкрутились - все же разрешили ставить машины, как говорят, с “перекинутым” справа налево рулем. Только надо было доказать, что переделки безопасны.
И вновь “деловым людям” везет за счет благодушного государства. Вернее, за счет честных людей. По идее, срок регистрации должен был закончиться 1 сентября. Однако в СМИ начали появляться сообщения, что сроки могут продлить. В частности, Серик Тусупов, заместитель председателя Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК, отмечал, что вопрос сдвига сроков обсуждают и прорабатывают. И, видимо, приняли решение продлить, но внятно ничего пока никому не сказали. Однако мы выловили официальное сообщение акимата Нур-Султана о том, что регистрация продолжается. Датировано это сообщение восьмым днем сентября. Что во всей этой истории неприятнее и опаснее всего? Ощущение безнаказанности и всесильности этой толпы, которая выходит и требует нарушения закона как Казахстана, так и ЕАЭС. И так совпадает, что власти принимают соответствующие решения, потакая воле упомянутых дельцов. Ведь не все из них те граждане, которые купили автомобиль, как они говорят, по “незнанке” и на последние деньги. На самом деле среди них много перекупщиков. Что же происходит сегодня в России с автомобилями с армянскими номерами и почему этому вопросу посвящено так много внимания со стороны федеральных СМИ? Дело в том, что соседи также ощутили проблему автомобилей, которые не прошли процедуры таможенной очистки по всем правилам. Ситуация, как под копирку - некоторые россияне приобрели заведомо дешевые автомобили (напомним про действующий переходный период вступления Армении в ЕАЭС, когда еще действовали старые таможенные пошлины, что были в разы меньше действующих на территории ЕАЭС) в Армении, с армянским учетом и планировали использовать их на территории родного государства. При этом не оплачивая налогов и не получая штрафов за нарушения правил дорожного движения. Да и в целом - пользуясь лазейкой, демонстрировали избирательность в применении закона тем, кто выплатил государству все, чтобы иметь автомобиль. Далее выяснили, что такое решение все же противоречит законодательству - с июля ГИБДД в России начала требовать таможенные документы. И так как у граждан России, на которых оформлены эти авто на территории Армении, их не было, полиция начала массово ставить такие машины на штрафные стоянки. Также была волна штрафов. Штраф в районе 500 рублей (1 рубль - 5,8 тенге) выписывали за отсутствие регистрации подобного авто гражданином РФ. В общем, ситуация в федеральных округах была разная - где-то штрафовали и отпускали, а где-то ставили в отстойник. Но в целом продумывали и обсуждали вопросы конфискации подобных машин, обозначая их как контрабанду. Мол, завезены с нарушением закона. К слову, регистрировать авто, закрепленное за гражданином РФ в другой стране, надо в десятидневный срок. Но до этого произвести все необходимые таможенные и прочие платежи. При этом, напомним, транзит машин, тот же туризм или возможность использовать личный автомобиль гражданином страны, который находится с долгосрочным визитом в гостях, не воспрещается. Но это временно - гостям свободно можно передвигаться лишь год. А гость - это автовладелец, который не живет в России и не имеет российского гражданства. Как видно, но в отличие от нас в соседнем государстве заставить исполнять закон не является большой проблемой. Пусть даже с применением силового решения. У нас же, как уже видно, даже “самые последние” сроки регистрации можно отодвинуть. Причем сделать это тихо, не публикуя информацию открыто. И все же - возможен ли у нас похожий сценарий, когда авто с армянским учетом массово отправятся либо на штрафные стоянки, либо к себе на родину или под пресс, на “разборку”? Вполне логично, что да. И произойти это должно в ближайшем будущем. Более того, такое волевое решение попросту необходимо - нужно продемонстрировать, что закон для всех един. И, наконец, после беспрецедентной амнистии, невероятно щедрого подарка от государства, надо ввести жесткие меры хотя бы для тех, кто и не думал ставить на почти бесплатный учет, как они кричат, свою собственность. Конечно, прокатится волна недовольства. Но важно понимать, что законопослушных граждан в этом случае гораздо больше. И демонстрация воли, а именно защита закона, защита его статуса должна быть приоритетной задачей. Поэтому в ближайшее время было бы очень логично ожидать рейда, который, наконец, определит состояние законности по этому вопросу в нашем обществе.
|