|
Ботагоз Искакова
Эксперты утверждают, что при формировании государственной политики межэтнических отношений главное - сформировать единое ядро, которое будет объединять различные этносы, и в качестве этого интеграционного ядра в Казахстане выступают казахи
По словам заместителя директора Института прикладных этнополитических исследований, доктора социологических наук Айгуль Садвокасовой, казахская нация является интегратором в историко-цивилизационном и культурном планах. “Практически в каждой семье, вне зависимости от национальности, готовят бешпармак, все знают, что это такое, все знают, как ходить друг к другу в гости, и никто не будет этому удивляться. Есть много случаев, когда детям, независимо от того, казахи они или нет, делают перерезание пут. Получается, эта традиция “открыть дорогу ребенку в большую жизнь”, тусау кесер, является общей для всех”, - считает Айгуль Садвокасова. Другой вопрос, который сегодня обращает на себя внимание, - развитие казахского языка. По последним социологическим исследованиям, в Казахстане около 75-80 процентов населения владеет государственным языком. (Более точные данные покажет перепись населения, которую планируют провести в 2021 году.) Исследователи считают, что этот процент владения казахским языком обеспечен за счет тюркских этносов - кроме самих носителей на казахском языке говорят узбеки, уйгуры, турки, таджики, кыргызы. Сейчас во многие языки проникают неологизмы и иностранные слова. Так, в России для этих целей создана специальная государственная комиссия по развитию русского языка. В Европе немецкоязычные университеты привлекают на грант, чтобы увеличить число носителей языка. Такая же ситуация в Японии и Корее, где студентов стараются привлекать на курсы английского, но дополнительно дают второй иностранный. Что касается казахского языка, то он сегодня переживает влияние и русского, и английского языков и, по мнению ученых, он должен стать главным языком общения. “Казахский язык должен стать языком консолидации. Но так случилось, что в Казахстане русский язык стал доминировать. Это следствие определенной политики, определенных методов, которыми это все делалось. Сейчас мы фактически имеем двуязыковую среду - казахскую и русскую”, - говорит социолог.
“Зная русский, вы понимаете и украинский, и белорусский, а польский - сложнее. Зная казахский, я могу без переводчиков общаться с узбеками, кыргызами, с каракалпаками, с татарами. Наши очевидные плюсы есть, и чтобы государство имело уверенный стержень, государственным языком должно владеть, я считаю, почти 90 процентов населения, и он должен быть распространен во всех сферах жизни, не должно вызывать противоречий, на каком мне ответили и на каком мне не ответили”, - считает социолог. При работе над созданием единого цельного сообщества возникает вопрос общих ценностей и ориентиров, на которых должна строиться эта интеграция. Как показывает опыт мировых сообществ, интегрироваться можно через экономику, то есть через участие в совместной экономической деятельности, через образование, которое является мощнейшим институтом, социализирующим людей. Можно интегрировать через язык или культуру. Форм вовлеченности в жизнь общества множество - через реализацию самых разных проектов. Этническая и демографическая структуры населения Казахстана постоянно меняются, поэтому важно проводить исследования, чтобы выработать общие подходы при формировании государственной этнополитики, чтобы знать обо всех процессах, которые происходят в обществе. Так, восточные, азиатские этносы имеют хорошую динамику прироста, тогда как европейские и славянские этносы имеют убывающую динамику. Этнические группы занимают экономические ниши в зависимости от своей профессиональной занятости, от уровня своей предпринимательской деятельности, но есть определенные традиционно сложившиеся ниши, которые занимают этнические группы. “Например, азиатские группы больше находятся в сельскохозяйственной сфере. Особенно это этносы, которые заселены на юге Казахстана. К более урбанизированным этническим группам относятся русские, белорусы, украинцы, которые больше заняты в индустриальном секторе, и это отражается на их доходах. Мы понимаем, что аграрный сектор - это меньший уровень доходов, а промышленный производственный сектор выше по доходности, если объяснять это с точки зрения социально-экономической дифференциации этнических групп”, - отметила заместитель директора Института прикладных этнополитических исследований. Иногда возникают определенные стереотипы, что одни этносы могут заниматься только одним, а другие - работать в другой сфере. Безусловно, есть традиционные сферы деятельности, но в процессе развития рынка приоритеты могут меняться. “К примеру, корейцы традиционно заселили юг Казахстана, Кызылординскую и Жамбылскую области. Они занимались рисоводством, большее количество героев социалистического труда были корейцами еще в советское время. Но сейчас они заняты в сфере IT-технологий, в образовательной и медицинской сферах. Изменились направление и сфера деятельности. Ситуация меняется с учетом изменения рынка труда, с учетом изменения технологий, и тут, наверное, самое важное - еще и мотивация, стремление людей получить высшее образование, специализироваться в каком-то направлении”, - считает Айгуль Садвокасова. Учитывая разные аспекты повседневной жизни, при формировании государственной политики важно понимать, что за межэтнические отношения должен отвечать не один государственный орган, а все институты общества, среди которых образование, экономика, здравоохранение, социальная сфера должны работать на один результат, на интеграцию разнообразного общества. Точно так же, как и для анализа природы межэтнических отношений, важно проводить междисциплинарные исследования, так как здесь нужно объединение историков, этнологов, лингвистов, политологов, психологов.
Нур-Султан
|