|
Даулет Алтаев
В Казахстане уже в сентябре, возможно, будет создано Агентство международного развития KazAID. Напомним, первые упоминания о создании этой организации встречались в отечественных СМИ еще в 2013 году. Если коротко и очень обобщенно - сегодня Казахстан планирует монетизировать свой авторитет и выступить посредником в программах развития на территории стран Центральной Азии. Помощь пока оценивают в семь комиссионных процентов. Если преуспеют, то в 15. Но будут и скидки
Один из вопросов, которым задаются независимые эксперты: почему бы инвесторам не работать напрямую со странами Центрально-Азиатского региона, которые нуждаются в помощи, участии и содействии? Для чего вообще трехсторонние соглашения и дополнительные затраты на упомянутые комиссионные? На что есть ответ - кто-то должен курировать. Например, тот, кто обладает непререкаемым авторитетом в регионе и мире и хорошо знает специфику соседей. А именно - Казахстан. А еще и лучше других разбирается в конкретных социально значимых проектах. Ведь обещают: в рамках реализации программ развития приоритетны казахстанские специалисты и использование уникального отечественного опыта. Такого - как создание моделей ЦОНов или экосистемы электронного правительства. Оказывается, в этом направлении Казахстан преуспел больше. Также, по словам чиновников, потенциальных партнеров интересуют совместные образовательные проекты.
Очень преждевременно сводить все к схеме “там взял - сюда отдал, а семь процентов положил себе в карман”. Хотя со стороны может сложиться такое впечатление. “Семь процентов - это то, что мы планируем брать в виде комиссионных с тех проектов, которые первоначально в рамках трехстороннего партнерства Казахстан планирует организовать, - есть конкретные наработки. Несколько потенциальных партнеров готовы вложить ресурсы в становление казахстанского агентства. Но конечным бенефициаром станет одна из стран Центральной Азии, условно. Мы за свои сервисные услуги выставляем цены - семь процентов от стоимости проекта. И на них фактически будет жить и развиваться KazAID”, - отметил Ержан Ашикбаев, вице-министр иностранных дел, на брифинге, посвященном созданию организации. Однако в перспективе эта комиссия может быть увеличена до 15 процентов - конечно же, если агентство зарекомендует себя в качестве эффективного организатора и куратора. Но маржу могут и снизить, если проект большой. И вообще, говорят чиновники, это предмет договоров с партнерами. “Организация некоммерческая, она не преследует целей прибыли”, - говорит Рапиль Жошыбаев, посол по особым поручениям МИД РК. А комиссия необходима, повторим, чтобы поддерживать работу KazAID. И все же дипломаты четко обозначили - помощь в развитии не является благотворительностью. Логично предположить, что определенный отпечаток на концепцию работы организации наложила актуальная финансовая ситуация в мире и в Казахстане. Но как менялась концепция проекта, мы еще поговорим чуть ниже. Пусть организация не благотворительная, но бюджетные деньги все же понадобятся. До того, как Агентство выйдет на самоокупаемость, необходимо привлечь свыше 100 миллионов тенге (около 138 миллионов) государственных средств в качестве уставного капитала организации. Немного внимания уделили и кадровой составляющей. На начальном этапе привлекают 15 специалистов, а позже штат может увеличиться до 25. Предпочтение отдают специалистам, которые “имеют языковую подготовку и подготовку в сфере международного бизнеса”. К сожалению, сейчас нельзя сказать точно, вернут ли привеченные из бюджета средства обратно, если KazAID выйдет на самоокупаемость и в случае эффективной работы все же начнет получать прибыль. Не совсем понятен и такой момент - насколько KazAID останется независимым в своих решениях (а также - не попадет ли под зависимость зарубежных миссий, которые фактически оплачивают его существование), если агентство является всего лишь организатором процессов, за которые уже все заплачено? Напомним, что среди одного из приоритетных направлений работы организации числится поддержка интересов казахских диаспор и общин на территории Центрально-Азиатского региона. Непонятен и такой момент - могут ли возникнуть ограничения в выборе партнеров-спонсоров? И не будет ли отечественная организация являться всего лишь “конторой”, которая, так скажем, локализует средства извне. Напомним, что USAID, схожая по своему принципу действия организация (правда, денег на поддержку больше), имеет сложности в работе на территории сначала России, а потом и ЦА начиная с 2012 года. А еще мы видим, как за последние семь лет работы над проектом меняются структура и концепция KazAID. Ранее официальными СМИ проект подавался в качестве организации, которая позволит Казахстану, что является преуспевающим государством, помогать ближайшим развивающимся. Так, в интервью (2015 год) “Радио ООН” Ерлан Идрисов, Министр иностранных дел, говорил следующее: “Мы находимся в категории государства с высоким средним уровнем достатка. Мы понимаем, что вместе с этим на нас ложится ответственность за глобальные и региональные дела. Мы обладаем опытом оказания содействия. За годы независимости Казахстан оказал гуманитарную помощь на сумму 100 миллионов долларов. Мы изучаем опыт других стран по оказанию официальной помощи развитию”. Это был ответ на вопросы журналиста: чем продиктовано создание KazAID и чем будет заниматься это агентство? Ответ дипломата, конечно же, не говорит о том, что KazAID - это полностью благотворительная организация и организация, которая оказывает гуманитарную помощь, но в то же время и не исключает. В общем - с намеком. Но в этот же раз дипломаты точны, прямолинейны и обходятся без двусмысленностей - KazAID не благотворительная организация. С таким бюджетом - точно.
|