Анна Шелепова
Загрязнение атмосферного воздуха Алматы автотранспортом превратилось в катастрофу. Но не отстают и стационарные источники - заводы, фабрики, ТЭЦ и индивидуальный жилой сектор
Один из ярких примеров - ТОО “Центрбетон”. Завод находится на улице Бокейханова. Предприятие специализируется на хранении, продаже цемента и угля, производстве бетона и керамзитобетона. Прилегающие жилые дома и земельные участки оказались всего в 30 метрах от вредного производства... Жители утверждают. что они лишились нормальных условий для жизни и отдыха.
Жители добиваются переселения из санитарно-защитной зоны либо остановки завода. Но и власти, и собственники предприятия игнорируют их требования.
Говорит алматинка Любовь Гатина: “У нас в районе в каждом доме есть раковый больной. В Алматы каждый год прибавляется три тысячи раковых больных. Завод стал самой настоящей бомбой замедленного действия. Но почему-то государство не заботится о здоровье граждан.
Мы живем в невыносимых условиях: шум по ночам, дети болеют, у многих проблемы с давлением. В суды мы обращались десять лет, и возникло чувство, что этот завод во внеправовой зоне... Решение о том, чтобы остановить деятельность завода, было принято 11 февраля этого года. Но завод работает и по сей день, поскольку решение еще не вступило в силу, а на него уже подали обжалование”.
Комментирует Сергей Куратов, председатель экологического общества “Зеленое спасение”: “Долгие годы нарушаются права граждан на доступ к информации, участие в процессе принятия решений и на доступ к правосудию. Еще в 2000 году жители обратились в суд. После нескольких лет судебных тяжб, не добившись справедливости в судах, граждане обратились в Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (Женева). Они заявили о несоблюдении Казахстаном требований статьи 9 о доступе к правосудию. Комитет в 2005 году рассмотрел заявление и признал, что Казахстан не предоставил эффективные средства правовой защиты в процессе рассмотрения искового заявления граждан Гатиных. Однако никаких выводов из решения комитета государственные органы не сделали. В 2007 году “Центрбетон” ввел в действие новые мощности, увеличив объем грузооборота по сравнению с 2003 годом более чем в 3 раза.
В связи с продолжающимся нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду наше общество подало иск, и 11 февраля 2009 года суд вынес законное решение по данному делу: признал недействительным заключение Государственной экологической экспертизы, выданное ТОО “Центрбетон”.
Суд обязал Балхаш-Алакольский департамент экологии Министерства охраны окружающей среды и Управление государственного санитарно-эпидемиологического контроля Алматы приостановить хозяйственную деятельность предприятия до приведения объекта в соответствие с требованиями Экологического кодекса”.
По словам Сергея Куратова, ситуация, сложившаяся вокруг завода, является типичной не только для Алматы, но и для республики.
Не стоит забывать, что помимо того, что крупное предприятие - само по себе загрязнитель, и вокруг любого завода постоянно происходят социальные конфликты, каждое производство становится еще и транспортным центром. К примеру, возле ТОО “Центрбетон” сосредоточено, как минимум, около 40 единиц крупногабаритного транспорта, плюс к заводу постоянно подъезжают мелкие перекупщики на легковых автомобилях.
“Таких предприятий по городу масса. Почти вся улица Толе би усыпана заводами: завод имени Кирова, АЗТМ... По улице Гоголя стоит завод по производству шипучки, чаеразвесочная фабрика, маргариновый завод и другие. Они оказались в центре города и помимо того, что сами загрязняют окружающую среду, сосредотачивают вокруг себя автомобили”.
Выход из ситуации эколог видит в том, чтобы наконец-то вынести заводы и фабрики за пределы города, как когда-то это и планировалось властями. А также советует взять пример с других мегаполисов. В частности, в Мадриде, где проживают более 3,5 миллиона человек, автомобильную проблему решили за два года. Власти построили тоннель под землей глубиной несколько десятков метров с четырехрядным движением в одну сторону и в другую.
Зная историю с вечно строящимся метро в Алматы, идеи г-на Куратова выглядят, мягко говоря, утопичными, но все же хочется надеяться, что кто-нибудь из чиновников прислушается к ученому и попытается решить экологические проблемы мегаполиса. |