|
Ботагоз Искакова
Фармацевтический рынок постигла волна тотальной цифровизации. Это делается в рамках подготовки к новой волне коронавируса, чтобы видеть, какие запасы лекарственных средств имеются на складах, в государственных медучреждениях и у частных дистрибьютеров лекарственных средств. Одновременно с этим закрепят персональную ответственность всех участников цепочки поставок лекарств и медпрепаратов, чтобы узнать, на каком этапе в системе произошел сбой
Вопрос о недопущении задержек поставок лекарственных средств и препаратов в случае новой волны коронавируса рассмотрели в ходе онлайн-форума “Магистраль”, прошедшего на минувшей неделе по вопросам “болевых точек” лекарственной логистики. Как сообщил председатель правления ТОО “СК-Фармация” Ерхат Искалиев, чтобы нормализовать ситуацию с поставками, в первую очередь ввели персональную ответственность во всех задействованных в процессе транспортировки структурах, включая Министерство иностранных дел, акиматы, таможенные органы, аэропорты, перевозчиков. Заявки из регионов формируются в электронном формате. Благодаря этому можно выявить потенциальные “красные зоны” в стационарах для более четкого планирования. Большой упор делают на формирование двухмесячного запаса на складах с соблюдением всех требований безопасности хранения и транспортировки в соответствии с “холодовой цепью поставок”. “Должен быть просто налажен обыкновенный бизнес-процесс, где все структуры понимают, что они должны делать. Естественно, бывают сбои, но мы все решаем в оперативном порядке. Очень важна прозрачность распределения, поэтому все данные мы выставили на сайте “Народный контроль” до каждой позиции. Любой желающий может на сайте увидеть, куда распределилась гуманитарная помощь до единицы ИВЛ”, - отметил глава компании.
Во время пандемии все терминалы перевели на круглосуточный режим, увеличили штат специалистов для подсчета всех поступающих лекарств. Поэтому если ранее на доставку лекарственных средств уходило две недели, то сейчас это время сократилось до двух-трех дней. “И самое главное - мы перешли от так называемой статистической работы и теперь мы не просто учитываем, мы видим товар в движении, начиная с процесса разгрузки с международных заводов. Раньше получалось так: пока не приедет машина, я ее не видел и не знал. Сейчас видно, что она вышла, каково ее движение по километражу, и в каждом регионе есть заместитель акима, который ответственен за лекарства, он видит, что это его машина, и может решить операционные вопросы”, - отметил Ерхат Искалиев. Создали стабфонды с двухмесячным запасом 50 наиболее востребованных лекарств для лечения 200 тысяч пациентов из расчета 100 тысяч в месяц, ведется учет запасов лекарств, которые есть в государственных больницах и в частных аптеках. В четырех городах Казахстана (Нур-Султан, Актобе, Шымкент, Алматы), где проходят международные рейсы, создали четыре хаба долгосрочного хранения. А во всех областных центрах есть операционные склады, где фактически хранится месячная норма требуемых лекарственных средств. Сложность логистики лекарственных средств состоит в том, что автомобили, перевозящие их, должны быть сертифицированы и соблюдать необходимый температурный режим. По словам главы компании, их в Казахстане достаточно. Для правильного планирования запасов медикаментов с соблюдением всех требований безопасности хранения и транспортировки в соответствии с “холодовой цепью поставок” создали проектные команды по восьми направлениям. Исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев убежден, что можно создать идеальную логистику со стороны “СК-Фармации”, обеспечить своевременное наполнение хабов лекарственными средствами и медицинскими изделиями, своевременную поставку в медицинские учреждения, но если сами заказы будут сформированы неправильно и не будут своевременно переданы пациентам, то проблема не решится. Поэтому важно четко распределить зоны ответственности касательно планирования на уровне медорганизации и регионов, чтобы заказчики вовремя забирали то, что закуплено, и вовремя раздавали пациентам. “Медицинское учреждение не должно молчать до тех пор, пока пациент не начнет жаловаться, что нет лекарств. Оно заранее должно сигнализировать о нехватке”, - отметил эксперт.
По его мнению, зачастую корень проблем лежит в неправильном составлении заявок со стороны медучреждений. Нормативно должна быть закреплена возможность “СК-Фармация” для предотвращения потенциального дефицита приобретать на 20 процентов больше заявленного объема лекарств. Адилбек Бектибаев считает, что в Казахстане необходимо пересмотреть всю цепочку логистики вхождения на рынок лекарственных средств и медицинских изделий и то, как они доходят до пациентов, чтобы исключить всю бюрократию, сократить сроки и убрать ненужные процедуры. Председатель правления АО “Институт экономических исследований” Руслан Султанов обратил внимание на то, что в самом процессе обеспечения лекарственных средств и медицинских изделий задействован большой круг организаций - и Минздрав, и Национальный центр экспертизы лекарственных средств, который отвечает за регистрацию и оценку безопасности и качества всей продукции, и больницы, и местные власти, которые осуществляют планирование и поставку лекарственных средств. “Даже сегодня, когда “СК-Фармация” наделяет правом оптовых поставок в розницу препаратов, этот вопрос до конца не урегулирован законодательно. Введенное регулирование цен на розничном рынке сегодня будет стоять барьером для того, чтобы “СК-Фармация” спокойно осуществляла поставки в аптеки препаратов, так как оптовых цен у “СК-Фармация” не будет. Препараты не зарегистрированы за ним. Этот вопрос необходимо решить на законодательном уровне”, - считает эксперт. Исполнительный директор ОЮЛ “Ассоциация производителей фармацевтической и медицинской продукции Казахстана “ФармМедИндустрия Казахстана” Гулдария Манакпаева остановилась на проблемах, с которыми сталкиваются отечественные товаропроизводители при транспортировке выпускаемой продукции. Особенно сложным оказывается путь медицинских товаров, следующих на экспорт или в транзитном направлении, из-за веденных соседними странами карантинных ограничений. Для повышения эффективности работы она предложила создать единый реестр транспортных компаний, имеющих в своем распоряжении транспортные средства, отвечающие требованиям и стандартам безопасной перевозки медицинских препаратов. Кроме того, остается открытым вопрос об ограничении для водителей, перевозящих продукцию казахстанских заводов. Им приходилось находиться 15 дней на карантине в стране пребывания и 15 дней - по возвращении в Казахстан. В момент эпидемии эти вопросы приходилось оперативно решать силами казахстанских и зарубежных госорганов. Теперь эксперты надеются решить его на системной основе с учетом всех проблем, с которыми сталкивались участники логистической цепи поставки, чтобы выиграть драгоценное время, которое может спасти человеческие жизни.
Нур-Султан
|